На Главную
   
 
     
               1. Коллекции:
 
  Отдел западноевропейского искусства
  Отдел современного искусства
 
              2. Новости, выставки:
  Новости, выставки
     
              3. Музей детям:
  Детский сад-Школа-ВУЗ
  Студия эстетического развития "Кругоцвет"
     
              4. Мероприятия:
  Концерты
  Творческие гостиные
  Мастер-классы, встречи с художниками
  Лектории выходного дня
     
                5. Информация музея:
  Режим работы музея
  Стоимость билетов и услуг
  Наши издания
     
   
  Филиалы:  
  «Тульский кремль»  
  Музей «П.Н. Крылова»  
  «Выставочный зал»  
  Музей «Спасское»  
     
   
 

Адрес музея: Россия г. Тула, ул. Ф. Энгельса, 64 (схема проезда).
Режим работы:
с 10:00 до 18:00, касса до 17:15; четверг, пятница, суббота с 10:00 до 20:00; выходной день – понедельник; санитарный день- последняя среда месяца
Заказ экскурсий, занятий, лекций по тел. : 8 (4872) 35-40-53
 
     
 
Пока художник жив…

К 85-летию со дня рождения тульского скульптора 
Сергея Семёновича Семёнова (18.07.1932- 03.03.2012)

Вернуться назад  

      «Как бы ни было велико произведение искусства, творец больше его. В творце, пока он жив, заложены не использованные ещё возможности, коэффициент полезного действия творца не изучен и безграничен. Пока он жив». Это глубокое убеждение великого поэта М.И.Цветаевой в определённой мере относится к тульскому скульптору С.С.Семёнову. Рождённый художником, он до конца дней отдавал свои творческие силы воплощению реальных, а иногда парадоксальных идей в искусстве и в жизни.

     Одна из лучших работ мастера – портрет А.С.Пушкина (1997 г.), к которому он долго и напряжённо шёл, а создал, как никогда, быстро и вдохновенно. Не повторяя ни одно из известных иконографических изображений, Сергей Семёнович последовал своему видению русского гения африканского происхождения в последний, трагический год его жизни. Это образ необыкновенно печального человека с отрешенным взглядом, мятущейся, скорбящей душой, с чертами непостижимо сложной личности писателя. Работая с глиняной моделью, переводя её в гипс, автор заранее подобрал соответствующий мраморный блок, чтобы впоследствии плотнее вписать в  него задуманную композицию и ярче выразить основной мотив земного существования Александра Сергеевича – его избранности и человечности. Обрабатывая переднюю часть мрамора, скульптор продвигался вглубь и извлекал изображение, воспринимаемое как объёмное, несмотря на неполную выявленность из камня. Умело владея инструментарием, он чётко зафиксировал гладкие поверхности выразительного лица, мягко смоделировал рельефную резьбу густых волос, показал мощь и фактурную красоту материала. Все детали произведения, даже нервная штриховка фона, незаглаженные острые контуры мраморной глыбы, врезные полосы постамента подчёркивают гнетущее психологическое состояние поэта, а также боль и сопереживание ваятеля. Этот камерный, с монументальной окраской портрет стал для С.С.Семёнова своеобразной квинтэссенцией пластического мышления и творческого озарения.

        Изображение человека было главным в жанровом диапазоне скульптора. Он выполнил десятки портретов своих современников разных профессий, убеждений, возраста, среди которых – участники и герои Великой Отечественной войны. Её трагические события, неисчислимые потери многократно отражались в станковых работах и в монументальном творчестве мастера. Этому способствовали тяжёлые детские воспоминания, гибель старшего брата и отца в 1944 году, общая драматическая атмосфера прошлых лет. Первое крупное произведение – «Тревожная юность» (1960 г.), где в обычном фронтовом эпизоде – спасении раненого бойца хрупкой санитаркой – средствами пластики раскрывается тема торжества человеческого духа над любыми препятствиями, величие самопожертвования. Динамичная композиция, построенная на сложном ритмическом взаимодействии двух фигур, отличается энергичной лепкой, цельной наполненной формой, чётким выразительным силуэтом.

        В октябре 1967 г. в сквере Центрального района г. Тулы был открыт первый в городе мемориальный памятник «Тулякам – Героям Советского Союза». На фоне горизонтальной стелы с именами погибших возвышается величественная женская фигура - символ Родины-матери. Статичность, подчёркнутая строгими вертикальными плоскостями одежды, соседствует с напряжённой экспрессией прижатых к телу крупных рук, печальное лицо полно неистребимой скорби и надежды. Весь её прекрасный материнский облик звучит клятвой вечной памяти незабвенным сыновьям Отчизны. Подвиги защитников Родины увековечены С.С.Семёновым также в памятниках городов и посёлков Тульского региона - (Ефремове,  Плавске,  Товарково…). В них он объединил единым художественным замыслом объёмные фигуры и рельефные изображения, органичный синтез которых способствовал многоплановости в образном раскрытии темы. В 1970-е гг. в соавторстве с архитектором П.М.Зайцевым, скульпторами В.А.Горяным, С.Н.Самыловым, Э.И.Снитковским на офицерском захоронении Всехсвятского кладбища был воздвигнут впечатляющий мемориальный комплекс. В центре сооружения – три женские символические фигуры скорбящих, вздымающие над собой огромный венок в память о погибших в Великой Отечественной войне. Оттолкнувшись от  идеи древнегреческих кариатид, тульские мастера по-своему интерпретировали классический приём и наполнили его современным содержанием и формой. Композиционно-пластическое решение монумента дополняет округлая стела с чередующимися барельефными изображениями лиц воинов в касках и фигурами  солдат. 

        Родился Сергей Семёнович 18 июля 1932 г. в Туле в рабочей семье. Как многие дети войны, будущий художник помогал матери и сестре на трудовом «заводском» фронте, учился. Рано открывшиеся способности к рисованию, интерес к творчеству привели его в послевоенное время в изостудию тульского Дворца пионеров. В 1948 г. шестнадцатилетним юношей поступил в качестве лепщика-форматора в тульское товарищество «Художник». В течение пяти лет он не только овладевал технологическими тонкостями скульптурного закулисья и теоретическими знаниями, но и пробовал свои силы в самостоятельных работах. С 1953 по 1956 годы служил в армии, в танковых частях, сначала курсантом, затем помощником командира взвода. В свободные часы лепил портреты солдат и офицеров, исполнял все «художественные» армейские задания. По прибытии домой стал работать скульптором в Тульской организации художественного фонда РСФСР. Отсутствие академического образования С.Семёнов восполнял изучением мировой и русской скульптурной классики в музеях Москвы и Санкт-Петербурга, основательной «штудией» натуры в мастерской, общением с мэтрами и коллегами на выставках, в Доме творчества художников им. Д. Н.Кардовского   в г.Переславле–Залесском, где ставились и решались задачи современной скульптуры. Большую роль в жизни Сергея Семёновича играли книги, которые он безудержно приобретал и досконально изучал: изобразительное искусство, архитектура, пластическая анатомия, классическая и современная литература, философские воззрения древних греков, французских и восточных мыслителей прошлого, многие другие создания человеческого разума и духа; с увлечением собирал коллекцию гипсовых слепков с выдающихся произведений мировой скульптуры. Воспринимать, аккумулировать в себе многообразие информации художнику помогали природный ум, блестящая память, врождённый вкус и интуиция, а также огромная трудоспособность и здоровые амбиции.

      Конец 1950-х и 1960-е г.г. – время важнейших внутренних событий в стране совпало с периодом профессионального становления молодого художника, накоплением опыта, утверждением своего стиля, манеры, языка пластики. Главным наставником была жизнь и великие творцы искусства, кого он почитал, любил (более других – Донателло и А.Т.Матвеева), учился у них, следовал советам, в том числе именитого французского скульптора Э.Бурделя: «Художник должен иметь широкий кругозор, необъятный кругозор в необъятном мире». Изучать мир можно и не покидая дома, но многогранное напутствие маэстро С.Семёнов часто использовал буквально. Так в 1962 г. он отправился в творческую командировку на Красноярскую ГРЭС. Его привлекали бескрайние просторы далёкой Сибири, люди, способные ощутить романтику трудового подвига. Живя полгода в г. Дивногорске, лепил этюды с натуры, в дальнейшем ставшие материалом для создания обобщённых образов – типов «верхолазов», «строителей», «маляров»…, покоряющих силой духовного здоровья, целостностью характеров, достоинством по-скульпторски крепко сработанных вещей.

        Интересен портретный ряд конкретных тульских рабочих. Обладая острым художническим зрением, Сергей Семёнович умел видеть и правдиво передавать не только физическое сходство, но и духовную сущность моделей, находя для каждой соответствующую пластическую интерпретацию. Психологически оправдан и убедителен образ прокатчика металлургического завода А. Стёпина (1960 г.) Лицо с напряжённой мимикой, нестабильный нрав представлены резкой манерой лепки, со следами инструмента и движений рук мастера. Первоклассный сварщик М.Фролов (1974 г.) - добрый, покладистый человек с мягкими спокойными чертами облачен в компактную уравновешенною форму. Серьёзный, умудрённый жизнью токарь оружейного завода В.А.Бочарников (1974 г.) воплощён в меди, в технике накапывания. Благодаря ей, живая, вибрирующая медная поверхность придала оригинальному, несколько ассиметричному лицу, предельную выразительность. Семёнов всегда симпатизировал рабочим, в среде которых когда-то жил, хорошо знал и ценил их принципиальность, силу характера, честность, профессионализм, дружбу.

        Многие известные скульпторы, в частности Э.Бурдель, полагали, что всякий портрет - это одновременно два неразделённых образа - самого автора и тех, кого он изображает, поэтому произведения художника являются своеобразным продолжением его личности. Некоторое представление о Семёнове, человеке и скульпторе может дать его единственный ранний автопортрет 1960 г., переведённый в мрамор в 1997 г. Твёрдый и хрупкий, неподатливый материал продиктовал более чёткое обобщение, привёл к единству плоскостей с гармонией силуэта, способствовал пластической завершенности образа. Одухотворённое волевое лицо проникнуто состоянием творческой сосредоточенности, самосозерцанием. Слегка прищуренные глаза под единой линией бровей, плотно сжатые губы, подчёркнутые выпуклости лба выражают глубокий мыслительный процесс. Обладая философским даром, художник всегда много размышлял, анализировал, совершал серьёзные поступки. Был сдержан, немногословен, имел чувство собственного достоинства, сильный,  сложный характер, ранимую, незащищенную душу. Ни годы, ни жизненные обстоятельства не изменили его крепкого человеческого стержня, он оставался добрым, честным, справедливым, постоянно приходил на помощь, понимал, прощал, поддерживал людей.

        Скульптурный портрет композиционно очень ограничен: бюст и голова, поэтому мастер бесконечно искал новые варианты компановок, размеров, материалов. Однако основной акцент делал на лице, считая, что именно оно – откровение души, слепок внутренней жизни человека. Бюст овощевода М.И.Звёздочкиной (1961 г.) – традиционный тип деревенской, настоящей «некрасовской» женщины со следами тяжёлого крестьянского быта на нерадостном лице вечной труженицы. Великолепная, гордая голова на несколько вялом, тяжёловатом корпусе в русле скульптурного стиля 1960-х годов.  Каждый период развития искусства налагает свой, особенный отпечаток на решение художественного образа, несёт  определяющий знак времени, эпохи. Кроме того, постоянно меняются люди: и модель, и автор. Спустя годы, скульптор создал портрет председателя колхоза «Новая жизнь» Щёкинского района, Героя Социалистического труда И.М.Семёнова (1977 г.). Работа обогатилась новым содержанием, приобрела иные интонации, более выразительную пластику. В облике Ивана Михайловича подчёркнута концентрация силы, упорства, целеустремлённости, придающая простым крестьянским чертам благородную одухотворённость.

        Близостью художника к миру детства, пониманием его проблем и открытий, восхищением непосредственностью и чистотой объясняются тяготение и удачи в  детской портретной галерее. Уверенной лепкой формы, тонкой моделировкой достигнута выразительность лица, взгляда деревенского «Мальчика» (1964 г.), подчёркнуты его пытливость, ловкость, сметливость. Состояние нежной, мечтательной «Катюши» (1985 г.) скульптурно раскрыто мягко перетекающими друг в друга объёмами, условной раскраской шероховатой поверхности шамота, усиливающей впечатление живой натуры.

        Используя  различные материалы: мрамор, медь, бронзу, шамот, дерево, С.С.Семёнов извлекал из них максимум пластических и эстетических возможностей для создания ярких характеров. Ясная Поляна, хранящая дух титана мысли и слова Льва Николаевича Толстого, его многозначная жизнь и грандиозность творчества вдохновили скульптора на собственную трактовку образа мудреца, вечного искателя истины. Форму подсказал материал – срез ствола дерева, которое своим теплом, фактурой, древней символикой наполнило создание мастера особой энергетической силой. Минимальными выразительными средствами автор стремился передать за внешним спокойствием огромную духовную стихию гениального писателя (1970 г.).

              Ковкую листовую медь, как художественный материал, Сергей Семёнов впервые почувствовал  и принял при сложнейшем переводе в неё фигуры Родины – матери, выполненной ранее из бетона с мраморной крошкой. В меди нашёл достойное воплощение ветеран войны  и труда И.И. Климов (1970 г.). Передав точные физические черты, сохранив остроту индивидуальности, автор выразил личное, уважительное отношение к людям, верным высоким идеалам. Объёмное трёхмерное построение головы освобождено от всего лишнего и образует строгий замкнутый силуэт. Форма возникает как бы изнутри и определяется подлинной сутью, нравственной и общественной значимостью человека.  Изображение рядового Советской Армии Е.К.Петренко (1968 г.) - адекватный медный эквивалент уверенного в себе, готового на подвиги решительного молодого человека. В нём отсутствует поверхностная описательность, внешняя эффектность, всё внимание сосредоточено на психологическом состоянии модели. Женский портрет (1992 г.) –  плавный, обтекаемый объём, мерный ритм текучих музыкальных линий, медная цветовая тональность. В эту формальную схему заключено милое светлое существо с открытым, улыбчивым, полным неуловимого движения лицом, теплотой и душевностью во взгляде.

        Каждый герой требовал свой материал, и Семёнов отлично понимал какой именно. Структурные качества тяжёлой бронзы, особенные проявления её пластичности и декоративности скульптор использовал для создания прочувствованного, выстраданного образа брата Николая (1992 г.). В его ясном, суровом облике запечатлён скорбный опыт пережитого, горение духа. В портрете  художника В.Левченко (1977 г.) подчёркнуты крупные черты грубоватого лица, большая голова на вытянутой напряжённой шее, выдающие сильную мужскую натуру с преобладанием скорее физического, чем духовного начала.

        В бронзе исполнена последняя работа С.С.Семёнова – памятник А.И. Скуратову (2004 г.). Алексей Иванович – тульский дворянин, наш выдающийся земляк, уроженец села Журавино Чернского уезда Тульской губернии  был одним из первых русских исследователей Арктики, полярным мореплавателем, участником Великой Северной экспедиции XVIII в.  Бронзовый бюст на высоком гранитном постаменте органично вписан в окружающее пространство станции Скуратово (Чернский район) Московской железной дороги и, несмотря на сравнительно скромный размер, доминирует в нём. Образно – пластическими средствами автору удалось передать ощущение эпохи, неповторимость личности изображённого, уникальность его духовного мира. Стилизованное решение портрета, конструктивность формы, разнообразно обработанная бронза придают бюсту современное звучание.

        В 1962 г. С.С.Семёнов стал членом Союза художников СССР. С 1958 г. регулярно участвовал на многочисленных выставках: областных, региональных, зональных, республиканских, всесоюзных в качестве экспонента и члена выставкомов. Его произведения, выполненные на высоком профессиональном уровне, вошли в коллекции музеев России, в том числе  в  художественные собрания Тулы (большая часть – в ТОХМ) и области, в музей-усадьбу «Ясная Поляна», государственные фонды.

        С 1964 г. по 2005 г. Сергей Семёнов неоднократно избирался Председателем Правления Тульской организации Союза художников РСФСР, посвятив этой деятельности 25 лет. Он постепенно выстраивал по-настоящему творческий коллектив, где относительно мирно уживались представители разных поколений. Для укрепления и расширения организации приглашалась талантливая молодёжь, которой создавались условия в виде квартир, мастерских, поездок на творческие дачи, на этюды в знаковые места Тульского края и т.д. Как руководитель, он делал очень многое для поднятия творческого тонуса своей «команды» в целом и индивидуально. В трудные «перестроечные» годы добился выплаты стипендий, прилагал усилия для сохранения здания «дома художника» на Красноармейском проспекте, открытия там Арт-галереи, салона-магазина, а главное – побуждал коллег к творчеству. Время его «председательства» –  пик выставочной деятельности, направленной на развитие и популяризацию российского изобразительного искусства. Это десятки разнообразных экспозиций в Туле, районах области, в Москве, Санкт-Петербурге, Курске, Воронеже, Липецке, других городах, в Польше.

        Способный организатор, умный, дипломатичный, преданный делу человек, он активизировал участие живописцев и скульпторов в художественном оформлении городов Тульского региона путём создания памятников, декоративной скульптуры, монументальных росписей, закрепил традицию дарения первоклассных картин и гравюр тульских мастеров в больницы, школы, дома ребёнка, детские сады. С его именем связано возрождение промысла филимоновской игрушки, старейшие мастерицы стали членами Союза художников СССР, затем заслуженными художниками РСФСР, участниками выставок в стране и за рубежом. Большое внимание Сергей Семенович уделял творческому становлению следующего поколения достойных продолжателей уникального народного промысла. Все они в настоящее время являются членами СХ РФ, широко пропагандируют филимоновскую игрушку, представляя ее на различных выставках, фестивалях, ярмарках, конкурсах. Щедро даря время, силы, эмоции общественной работе, Семёнов ущемлял себя в собственном творчестве. «Второе дыхание» давала мастерская с начатыми, готовыми и задуманными портретами, миниатюрной пластикой, рельефами, монументальными композициями, в их реалистической направленности  проявлялось его творческое кредо, которому он никогда не изменял.

        Один из кумиров С.С. Семёнова – скульптор и педагог А.Т.Матвеев, считал источником вдохновения художника природу, к которой нужно найти ключ. Сергей Семёнович постоянно искал эти «заветные ключи». Восхищаясь красноярскими «столбами», он не только любовался причудливыми скалами, но и пытался освоить их, пока чуть не разбился. Находясь в Переславле-Залесском, едва не утонул, желая раскрыть тайны и переплыть загадочное Плещеево озеро. Приобретя в 1970-х годах небольшой участок земли, превратил его в сказочный сад с редкими в ту пору декоративными растениями, которые искал по всему Союзу, вплоть до Никитского Ботанического сада и городов Прибалтики. Он любил фантазировать, мечтать, умел удивляться и удивлять. Это могли быть огромные аквариумы с диковинными рыбками и экзотической растительностью в малометражной квартире, рукотворные водоёмы и необычные кормушки для птиц и белок на даче, ювелирно точная, миниатюрная  копия Собора Василия Блаженного –  в мастерской… Руки скульптора, в которых жили отцовские гены, умели многое: сбивать ящики для глины и  щиты  под рельефы, гнуть каркасы для новых работ, набивать на них глину, лепить, оставляя следы пальцев,  формовать, отливать, высекать из камня, резать в дереве, чеканить по меди, тонировать…

        В книге Марины Цветаевой «Об искусстве» есть взволнованные строки: «Не делом же своих двоих рук одержим скульптор и не делом же своей одной поэт!» Несомненно, руки – это драгоценный инструмент мастера, но как заметил ещё в V-VI вв. до н.э. древнегреческий философ Сократ: «Скульптор должен в своих произведениях выражать состояние души». Талантливый скульптор, незаурядный человек, Сергей Семёнович Семёнов отдавал творчеству всё богатство своей многогранной личности, поэтому каждая авторская работа хранит прикосновение его души, рук, глаз. Пока художник жив – он созидает, когда уходит – диалог с живыми продолжают его творения.

 

                             Сушко Л.Г., заслуженный работник культуры РФ. 

Вернуться назад

 


            

 

 

 

 
© 2010-2012 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЪЕДИНЕНИЕ «Тульский областной художественный музей»