На Главную
   
 
     
               1. Коллекции:
 
  Отдел западноевропейского искусства
  Отдел современного искусства
 
              2. Новости, выставки:
  Новости, выставки
     
              3. Музей детям:
  Детский сад-Школа-ВУЗ
  Студия эстетического развития "Кругоцвет"
     
              4. Мероприятия:
  Концерты
  Творческие гостиные
  Мастер-классы, встречи с художниками
  Лектории выходного дня
     
                5. Информация музея:
  Режим работы музея
  Стоимость билетов и услуг
  Наши издания
     
   
  Филиалы:  
  «Тульский кремль»  
  Музей «П.Н. Крылова»  
  «Выставочный зал»  
  Музей «Спасское»  
     
   
 

Адрес музея: Россия г. Тула, ул. Ф. Энгельса, 64 (схема проезда).
Режим работы:
с 10:00 до 20:00, касса до 19:15, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00, выходной день – понедельник, санитарный день- последняя среда месяца
Заказ экскурсий, занятий, лекций по тел. : 8 (4872) 35-40-53
 
 

Выставка белевского, вологодского, михайловского кружева
   из фондов Тульского областного художественного музея

Вернуться назад

Кружево – всегда роскошь. Одежду из кружева берегли и носили только по праздникам, передавая из поколения в поколение как драгоценное наследство.

Щедрая россыпь цветов весеннего сада и затейливый ажур осенней листвы, пушистая белизна заснеженных зимних деревьев и серебристая вязь застывшего на окне инея — вся красота окружающего мира с любовью передана в узорочье русского кружева. Из поколения в поколение передаются навыки и мастерство создания нежных, тонких орнаментальных форм, причем всякий раз рисунок новый, интересный, по-своему выразительный.

Бесконечное количество их создают мастерицы, варьируя небольшое количество приемов и элементов плетения: полупрозрачную сетку, полотнянку - вилюшку, сквозные паучки, рельефные насновки, скань. Основной рисунок строится плотной, одинаковой по всей ширине полотнянкой - вилюшкой. Фон заполняется ажурной сеткой либо в виде простого геометрического узора, либо состоящей из петелек, отвивов, звездочек. После выплета отдельных деталей рисунка их сцепляют при помощи тонкого вязального крючка. Каждый прием, используемый в узоре, требует большого навыка плетения, знания законов построения композиции.

Русские кружевницы обогатили этот вид рукоделия своими интересными находками, создали свое самобытное направление. Русское кружево отличается богатством колорита, разнообразием технических приемов, изобразительным характером орнамента, типичным для всего русского народного искусства. Кроме того, только русские мастерицы создают изделия больших размеров (скатерти, панно, предметы одежды). К началу 19  века сложилось несколько центров кружевоплетения: Киров (Вятка) и Елец, Торжок, Балахна, Белев.

Пожалуй, самыми знаменитыми были вологодские кружева. На выставке представлены работы главного художника вологодского объединения «Снежинка» Галины Николаевны Мамровской (род. 1946): панно «Весна» (1975) и скатерть «Хоровод». Галина Мамровская - автор монументальных кружевных изделий: панно, скатертей, занавесов. С ее именем связан расцвет кружевного промысла во второй половине ХХ века. В ее работах - любовь и бережное отношение к традициям вологодского кружевного промысла. Именно она многие годы определяла стилевое направление вологодского кружева, создавая основную схему узоров и композиционные построения. Именно благодаря ей сложился узнаваемый облик вологодского кружева: плотный узор на фоне ажурных решеток. Галина Мамровская – член Союза художников России, обладатель двух золотых медалей выставки ВДНХ. Созданные ею кружевные изделия хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, многих других городов России. В 1996-м ей было присвоено звание заслуженного художника Российской Федерации.

Белевское кружево – реликтовое. Оно отлично и от вологодского, и от елецкого, и от любого другого. Узор белевского кружева – неизобразительный. Римма Николаевна Мудрова, заинтересовавшись его необычной техникой, научилась сама плести кружево и обучала этому искусству детей и взрослых.  Много сил отдала «расшифровке» белевского узора Ольга Александровна Скворцова (род. 1949), выпускница Московского художественно-промышленного училища им. М. И. Калинина, член Союза художников России, народный мастер по кружеву.

Одним из известных центров кружевоплетения в XVIII–XIX веках был древний город на Волге – Балахна, прославившаяся своим кружевом, известным как «балахонский манер».

Михайловское кружево — единственное в России цветное кружево. Техника Михайловского кружевоплетения уникальна и не имеет аналогов. Мастерицы из старинного города Михайлова используют порой до 60 пар коклюшек. Это кружево очень своеобразно. В нем нет цветочных и растительных мотивов, широко распространенных в других регионах России. Узор кружева строг и геометричен — древнейший тип орнамента, элементы которого были символами солнца, воды, женского начала. Изумительная жизнерадостность михайловского кружева — в многоцветье красок: от скромных, сдержанных и строгих до ярких, веселых сочетаний красного и белого с синим, красного и белого с желтым, красного и черного.        

 

 

Выставка продлится до конца февраля 2017 г

                                              

Вернуться назад

 

 

 

 

 
© 2010-2012 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЪЕДИНЕНИЕ «Тульский областной художественный музей»