На Главную
   
 
     
               1. Коллекции:
 
  Отдел западноевропейского искусства
  Отдел современного искусства
 
              2. Новости, выставки:
  Новости, выставки
     
              3. Музей детям:
  Детский сад-Школа-ВУЗ
  Студия эстетического развития "Кругоцвет"
     
              4. Мероприятия:
  Концерты
  Творческие гостиные
  Мастер-классы, встречи с художниками
  Лектории выходного дня
     
                5. Информация музея:
  Режим работы музея
  Стоимость билетов и услуг
  Наши издания
     
   
  Филиалы:  
  «Тульский кремль»  
  Музей «П.Н. Крылова»  
  «Выставочный зал»  
  Музей «Спасское»  
     
   
 

Адрес музея: Россия г. Тула, ул. Ф. Энгельса, 64 (схема проезда).
Режим работы:
с 10:00 до 20:00, касса до 19:15, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00, выходной день – понедельник, санитарный день - последняя среда месяца
Заказ экскурсий, занятий, лекций по тел. : 8 (4872) 35-40-53
 
     
 

Лаковая миниатюра
в собрании Тульского областного художественного музея    
  
 

Вернуться назад  

             Недавно  в  отделе  советского искусства  нашего музея  открылась небольшая  выставка   лаковой  миниатюры  из  музейных  фондов  -  прекрасная возможность  для   зрителей  познакомиться с одним из самых  самобытных народных промыслов.

   В собрании декоративно-прикладного искусства  нашего музея выделяется своей эффектностью, яркостью сочных, сияющих, словно драгоценности, красок коллекция лаковой миниатюры, насчитыва­ющая 77 предметов. В ней представлены миниатюры всех прославленных центров русских художественных лаков: Федоскина, Палеха, Мстеры и Холуя.
   Художественными лаками называют изделия из дерева, металла или папье-маше, украшенные миниатюрной росписью и покрытые лаком. Родиной лаковых изделий являются Япония, Китай, Персия. В Европе восточные лаки известны с XVI века, а в России первая фаб­рика массового производства лаков из папье-маше была открыта П. И. Коробовым в 1796 г. в селе Федоскино. Позднее лаковая миниатюра получила свое развитие также в Палехе, Мстере и Холуе.
    Начало коллекции русских лаков в нашем музее было положено в 1950 году приобретением у тульского общества «Художник» шкатулки «Русские сказки» работы Павлихиной А.И. (Палех). В дальнейшем наиболее интенсивно собрание лаковой миниатюры пополнилось в 1970-е, в 1991-м и в 2007-2011 годах. Главными источниками поступления стали Дирекция художествен­ных фондов и проектирования памятников, передавшая в 70-е годы 24 предмета, и центр РОСИЗО, откуда в 1991 г. также безвозмездно на баланс музея было переда­но 24 предмета;  в 2007 – 2011 годах музеем было куплено у частных лиц, авторов и  у производственного кооператива «Холуйские художественные мастерские" 22 предмета.
   Основу музейного собрания лаковой миниатюры составляют наиболее традици­онные для этого промысла предметы - разнообразные по форме и размерам шкатулки, в меньшем количестве - ларцы, коробочки и бисерницы.
    Все четыре центра лаковой миниатюры имели общие истоки:  это  прежде   всего миниатюрная живопись в иконописи и в декоративно-прикладном искусстве.
    Разные по стилю и художественной системе миниатюры Федоскина, Палеха, Мстеры и Холуя имеют и общие черты, вот некоторые из них:
•  в основе их изображения  – идеализированный образ, отвлеченный от реального (образ-идея, выражающий эмоциональный и духовный опыт народа);
•   общими для всех школ стали мотивы, сюжеты и темы, связанные   с  фольклором,  историей и природой;
•   близость к фольклору удиви­тельной напевностью изобразительно-выразительных средств в росписи изде­лий;
•   традиционный черный цвет изде­лий (черный фон придает композиции глубину)
•   завораживающая светоносность многокрасочной  миниатюры (она усиливается
использованием в росписи твореного золота и серебра, а также приемов письма по подложенным перламутру или фольге);
•   подчеркнутая декоративность и узорность миниатюрного пись­ма (художники-миниатюристы великолепно  владеют выразительностью силуэта,  цветового пятна,  линии, ритмов, превращая изображение в тонкий узор, а самоцветы-краски в сочетании с лаком создают переливчатую драгоценную  поверхность изделий).

     Общими были и основные технологические приемы обработки папье-маше. Папье-маше - это многослойный, про­клеенный и пропитанный льняным маслом прессованный картон. В результате большого ряда операций он получает качества дерева, распиливается и собира­ется в различные формы шкатулок. Полуфабрикат грунтуется, отшлифовывается и покрывается лаком в несколько слоев.
     Наряду с общими традициями, искусство Федоскина, Палеха, Мстеры и Холуя имеет и свои отличительные особеннос­ти, во многом обусловленные историей возникновения промысла.

                                                                   Федоскино

    Федоскино – родина русских художественных лаков,  оно получило мировую известность еще в XIX веке.
    Своим зарождением промысел обязан предприимчивому русскому купцу П.И.Коробову. В 1795 г. он побывал в одном из крупнейших европейских центров произ­водства лаковых изделий - на фабрике Иоанна Штобвассера в немецком городе Брауншвейге. В 1796 г. он открыл в Федоскине фабрику, на которой начали работать 20 человек.
«Золотой век» лаковой росписи в Федоскине наступает после 1819 г., когда фабрика перешла к новым хозяевам – Лукутиным (это так называемый лукутинский период в ис­тории русских лаков).  Своим качеством лаковые изделия Лукутиных в  1841 — 1863 г.г. были не только лучшими в России, но ни в чем не уступали немец­ким и французским лакам.
    Своеобразие федоскинской росписи классического - лукутинского - периода обусловлено творческим синтезом образов и сюжетов русской профессиональной живописи 1-й половины XIX в. с идеалами и художественными приемами традици­онного народного творчества.
     Вся продукция делилась на уникальную (вещи по заказам и образцы для копи­рования) и "рядную" (товарную), писавшуюся на продажу по готовым образцам.
     В 1904г., после смерти последнего владельца, фабрика Лукутиных закрылась. Шесть лет спустя, в 1910 г., была образована «Федоскинская трудовая артель быв­ших мастеров фабрики Лукутина».

           Каковы характерные особенности  федоскинской росписи лаков?
•  Мастера Федоскина писали только по художественным оригиналам, будь то картина, гравюра или рисунок (федоскинская миниатюра стилистически связана , в основном, с русской реалис­тической живописью XIX века).
    Художественный образ в федоскинской миниатюре - не условно-декоративный, а реалистический: художники Федоскина стремились к точной передаче деталей.
• Роспись выполнялась масляными красками  в технике многослойного письма.
•  Мастера Федоскина использовали два вида много­слойной масляной живописи: письмо «по плотному» и письмо «по-сквозному». Первый вид живописи осуществляется густыми, непрозрачными масляными красками, что  не исключало лессировок и особую тщательность в приписывании деталей. Письмо «по-сквозному» - это живопись прозрачными красками. Миниатюра, написанная «по-сквозному», - более утонченная, в ней часто используются перламутровая подкладка, листки сусального золота, металлический серебряный порошок, что придает нарядность миниатюре, и создает эффект свечения красок.
• Обычно  федоскинская композиция ограничивается двумя-тремя фигурами.
•   Федоскинские мастера часто отказываются оторнаментальной рамки, обрамляю­щей миниатюру.
     Наиболее любимыми сюжетами росписи лукутинских миниатюр были катание на тройках, пляски, гадания, сцены охоты,  виды   Москвы   и Петербурга, типы  извозчи­ков, купцов, приказчиков. В настоящее время федоскинские лаки охватывают все жанры.
    Большая часть миниатюр музейной коллек­ции посвящена сюжетно-бытовому жанру с преобладанием сельской тематики.
    Искусство Федоскина в собрании Тульского музея представляют 11 авторов. Из них половину со­ставляют очень известные мастера 2-го поколения художников Федоскина: Рогатов С. П., Монашов  С. В.,  Липицкий
В. Д.,   Антонов  В. Д., Каратаев Ю.В.  и  Чижов В.Д.  Остальные авторы принадлежат к среднему поколению: Козлов С.И., Рогатов Д.В., Рогатов С.С. - и молодому: Кириллов Н. и Ларишев Г.Г.

                                                                      Палех

     Искусство Палеха (Ивановская область) зародилось в 20-е г.г. XX века. В отли­чие от Федоскино, оно создавалось потомственными профессиональными мастера­ми-иконописцами, оставшимися без работы в результате гонений на церковь по­сле Октября 1917 г. Ведущую роль в развитии искусства Палеха сыграли И. И. Го­ликов, И.В. Маркичев, А.В. Котухин, И.И Зубков.
    Палехский промысел по стилистическому характеру миниатюр принципиально отличается от федоскинского. В самой основе своей оно представляет прямое  развитие традиционных художественных приемов русской иконописи.
            Каковы характерные особенности миниатюры Палеха?
•   В росписи палешане применяют не масляную, а яично-темперную живопись.
•   Миниатюра Палеха более стилизована, более ус­ловна, чем миниатюра Федоскина.
•   Для миниатюры палешан характерен сказочный характер образа..
•  Черный фон (реже красный и белый) - активно действующий элемент композиции (в отличие от Мстеры, где черный фон записан).
•   Пространство лишено глубины станковой картины.
•   В миниатюре Палеха нет линии горизонта, а небо никогда не изображается буквально, его просто нет.
• Между всеми формами композиции часто действует связь не изобразительно-правдоподобная (как в федоскинской миниатюре), а орнаментальная.
• Палешане перенесли из иконописи в миниатюру изображение фантастических узорных горок и деревьев, кудрявых березок и палат, удлиненные фигуры героев.
• Произведения художников Палеха отличаются  высокой орнамен-тальностью.
•  Важной особенностью палехских лаков является роспись твореным золотом, завевршающая отделку миниатюры.
•   В росписи палешан большое значение имеют цвет и линия. Колорит построен  на  цветовых контрастах.
•   В отличие от Федоскина, в искусстве Палеха сильно выражено эпическое начало,  свойственное фольклору, а также повествовательное и хоровое начала.
•    Многосюжетность, свободное сопоставление разновременных событий.
•  В миниатюре Палеха как правило отсутствует орнаментальная рамка , появившаяся позже в миниатюре Мстеры.

   Любимыми темами палешан стали тема деревни, ее быта, тема труда, темы исторического прошлого, а также былинные и сказочные темы.
   Исключительная роль в развитии палехского искусства принадлежала   пушкин­ским произведениям. Пушкинские сказки сыграли большую роль и в развитии компо­зиционного мышления палешан, соединении в одной миниатюре разновременных действий. Со 2-й пол. 50-х г.г.  в палехское искусство особенно широко входят песенные темы.   Среди 14-ти   авторов, представляющих искусство
Палеха  в собрании ТМИИ, - замечательный художник старшего поколения палешан Н.Ф.Вихрев, большая часть - художники четвертого поколения, в том числе – очень
 известные: Голиков Н. И., Шемаров М. С., Липицкий В. Д.,  Монашов С.В.,  Рогатов С.П.  и Чижов М.С.

                                                                                Мстера

    Искусство миниатюры Мстеры, так же, как и Палеха, выросло на иконописной традиции местной школы иконописи. В 1931 г. в Мстере (Владимирская обл.) была создана артель лаковой живописи «Пролетарское искусство», инициаторами кото­рой стали бывшие иконописцы Н. Клыков, А. Брягин, А. Котягин, И. Серебряков, Е. Юрин.
     Миниатюра Мстеры имеет много общего в технологии и приемах росписи с па­лехской миниатюрой, здесь также используют яичную темперу. Но она обладает и своими характерными особенностями:
•  Черный фон мстерских шкатулок совершенно перекрывается живописью условного пейзажа или «палатной» архитектуры.
•   Цветные фоны - голубые, розовые, золотистые, оранжевые.     Изобразительная ткань насыщена многочисленными светлыми тонами, создающими особую, как бы воздушную атмосферу миниатюры.
•   В живописи Мстеры золото играет меньшую роль, чем в палехской миниатюре.
•   Миниатюра обрамляется рамкой и золотым ажурным орнаментом (в отличие от Палеха, где их часто нет или есть очень скромные).
•   В отличие от Палеха, где важны цвет и линия, в Мстере отдается предпочтение большей живописности. Для мстерской миниатюры  характерны ковровость, мягкость колорита.
• Глубина пейзажных фонов, впечатление  наполненности пространства воздухом и светом
•   Колорит построен не на контрастах, как у палешан. Колористическая гамма колеблется от  серебристо-голубоватого холодного тона до тепло-охристого,   золотистого.
•   Пейзаж в миниатюре Мстеры – чаще всего  далевой,  панорамный. Горки – традиционный  мотив декоративного пейзажа.
    В  миниатюрах   Мстеры, представленных в коллекции ТМИИ, преобладает традиционная для этого  промысла  былинная  и  сказочная   тематика.
Ряд предметов посвящен исторической  и  бытовой темам, что также характерно для художников Мстеры.  Из 15-ти авторов, представляющих в музейной коллекции мстерскую миниатюру, наиболее известными являются художники старшего поколения: А.Д. Щадрин, Н.И. Шишаков, П.И. Сосин, Ю. В. Авдеев,  Л.А. Фомичев,  Н.А. Любомудрова, и В.Е. Старкова.

                                                                            Холуй

     Холуй - самый молодой центр лаковой миниатюры. Становление этого промыс­ла происходило одновременно с мстерским (1930-е г.г.), а развивался он в тесном соприкосновении сначала с Мстерой, потом с Палехом.
    Село Холуй (Ивановская обл.) до революции было видным иконописным цент­ром. Но, в отличие от Мстеры и Палеха, в Холуе не было сложившейся школы ико­нописного мастерства. Когда спрос на иконы упал, иконописцы стали искать новые возможности применения своего мастерства. В 1934 г. в Холуе была организована художественная артель по производству лаковой миниатюры. Зачинатели промысла, потомственные иконописцы С. Мокин, И. Кисе­лев, Н. Денисов, Б.Тихонравов и другие, отошли от строгой художественной систе­мы Мстеры и Палеха. В Холуе утвердилась своеобразная манера письма, отличная от Палеха и Мстеры.
        Что отличает миниатюру Холуя ?
•   Мастера Холуя приготовляют краски на яйце сами.
•   В Мстере сложилось три направления в миниатюрной живописи:
   - для художников 1-го направления характерна близость к натуре,     живописная  «картинность»;
    - 2-е направление - более декоративное. В нем композиция строится по более  условному принципу,   чем в 1-м;
    - 3-е направление - орнаментальное, оно включает не один чистый орнамент, но  и натюрморт, и в какой-то степени пейзаж.
•   Реалистическая трактовка тем, приверженность к естественности и простоте.
•   Пейзаж - важный компонент миниатюры Холуя,   определяющая черта этого промысла.
• Воздушная среда и освещение здесь передаются  средствами тональной живописи.
•   В отличие от Мстеры, в лаковом предмете  Холуя часто черный фон входит в цветовую  палитру произведения, по-новому организуя его    пространство.
•   Характерно только для Холуя создание небольших по размеру ларцов, где миниатюра заполняет всю поверхность формы тонко написанными многофигурными композициями.                                      
•  Миниатюру Холуя всегда обрамляет золотой или  серебряный орнамент.

Миниатюра Холуя, представленная в  коллекции нашего музея четырнадцатью  авторами, отражает характерный для мастеров этого промысла интерес к исторической и литературной тематике.
                                                                     ***
С 1940-х годов искусство лаковой миниатюры испытывало острый кризис. Эпоха тоталитарного режима, идеологизация искусства вызвала гонение не только на иконописную традицию, но и на художественную условность выражения - метафору и символ. Требование социалистического реализма выдвинуло на 1-й план разрушительную для миниатюры тенденцию агитационного,  внешнего правдоподобия, что привело к отрицанию ее художественной, декоративной, содержательной специфики. Язык иносказания ломался.
Возрождение искусства лаковой миниатюры, его эстетики начинается в 1970-е годы - прежде всего в Палехе. В коллекции тульского музея большая часть работ выполнена в 60-е - 80-е годы, и в целом собрание лаковой миниатюры достойно представляет этот прекрасный народный промысел.

Ведущий специалист отдела музейной педагогики  ТОХМ
Рябова Е.Н.

 

Вернуться назад

 

 

 

 

 
© 2010-2012 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЪЕДИНЕНИЕ «Тульский областной художественный музей»