На Главную
   
 
     
               1. Коллекции:
 
  Отдел западноевропейского искусства
  Отдел современного искусства
 
              2. Новости, выставки:
  Новости, выставки
     
              3. Музей детям:
  Детский сад-Школа-ВУЗ
  Студия эстетического развития "Кругоцвет"
     
              4. Мероприятия:
  Концерты
  Творческие гостиные
  Мастер-классы, встречи с художниками
  Лектории выходного дня
     
                5. Информация музея:
  Режим работы музея
  Стоимость билетов и услуг
  Наши издания
     
   
  Филиалы:  
  «Тульский кремль»  
  Музей «П.Н. Крылова»  
  «Выставочный зал»  
  Музей «Спасское»  
     
   
 

Адрес музея: Россия г. Тула, ул. Ф. Энгельса, 64 (схема проезда).
Режим работы:
с 10:00 до 20:00, касса до 19:15, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00, выходной день – понедельник, санитарный день - последняя среда месяца
Заказ экскурсий, занятий, лекций по тел. : 8 (4872) 35-40-53
 
     
 

                      Соломаткин Леонид Иванович. 1837-1883

Вернуться назад  

        Есть в одном из залов отдела русского искусства Тульского областного художественного музея несколько жанровых картин, которые посетители подолгу рассматривают, неоднократно к ним возвращаются и хорошо запоминают. Это - «Итальянцы-шарманщики» 1881 г., «Пирушка дельцов» 1880 г. и «Уличная сцена» 1880-е гг. Сценки, изображенные в них, полны социального значения, юмора и жизненной правды. Написал их Леонид Иванович Соломаткин. Одной из самых известных его работ является картина «Славильщики-городовые» 1864 г., наряду со многими другими она находится в Государственной Третьяковской галерее. Много его работ в Государственном Русском музее, а также в областных художественных музеях и галереях. Произведения художника памятны многим людям, но о самом художнике дошли до нас скудные сведения. Работы Соломаткина разошлись по частным собраниям, до сих пор не учтены и многие безвозвратно погибли. Художник изображал в них мир бедняков и обездоленных, доведенных до отчаяния и лишенных надежды.
       Леонид Иванович Соломаткин родился  в гродке Суджа Курской губернии в бедной семье. Рано потерял родителей, вместе с младшими сестрами жил у чужих людей, терпел попреки и унижения. С 13 лет он начал работать. Был подпаском, погонщиком, торговцем-перевозчиком. Исколесил половину России. Он наблюдал разорение деревень, нищету в городах и бесчеловечность людских отношений. Он изображает нищую деревню у широко распахнутых дверей кабака, мирские сходки, кончающиеся пьянством, подвыпивших торговцев-перевозчиков, угодливых мелких чиновников, мещан, торгашей. Пишет столичную бедноту, обитателей ночлежных домов. Воссоздает атмосферу пьяного шума, смеха, ругани, прерываемую вмешательством дворников и городовых. Ненависть к отрицательным проявлениям быта, порожденным действительностью, переполняет художника. Отсюда нарочитая грубость и резкость уличных сценок, и все это при искренней любви к природе и людям. Бродячая жизнь рано полюбилась художнику. Привязанностей у него не было, имущества - тоже. Постоянная смена впечатлений, тяга к неизведанному, новому, перемене мест и положений стали для него обычными. Если бесприютность и тяготила, то она же оставляла его свободным. Другой жизни Соломаткин не знал, а позднее, когда стал художником, и не желал. У него был обильный материал для наблюдений, которые заготовлялись впрок. Развивалась зрительная память, умение схватывать сложные уличные сценки, отбирать в них существенное и композиционно оформлять их на ходу. Несмотря на грубость, невежество и бесчеловечность людских отношений, стремился он инстинктивно к красоте, умел чутко запечатлеть прекрасное и развивал в себе ту наблюдательность, которая скажется позднее в его творчестве.  Улица учила его живописности. Красочность, пестрота фигур, выразительность лиц, движений, поз были постигнуты им полностью во время его переездов по России задолго до работы его в области живописи. Рисовать он стал рано, сходство давалось ему легко, быстрота, с которой он делал наброски, вселяла уверенность в призвании.
        Большую склонность питал Л.И. Соломаткин к зрелищам. Странствующие актеры и музыканты, шарманщики с обезьянками, уличные певички, канатоходцы, акробаты, клоуны привлекали его внимание. Жизнь уличных актеров со всеми подробностями нередко воспроизводит Соломаткин в своих работах. Лучшего знатока этой своеобразной художественной среды трудно найти в русском изобразительном искусстве. Бездомный, привыкший к публичности трактиров и улиц, он питал страсть к людям, способным украшать и преображать действительность, обострять комические стороны, растрогать чувствительной песенкой.
        Когда Саломаткин услышал о существовании Московского Училища живописи, ваяния и зодчества, он в 1855 году приехал в Москву и поступил в Училище. Его преподавателями  были А.Н.Мокрицкий и А.Е.Зарянко. Закончив обучение в 1860 году, Соломаткин переехал в Петербург и стал посещать классы Академии художеств вольноприходящим учеником. Он участвовал  на академических выставках и в 1864 году получил  серебряную медаль за картину «Славильщики-городовые» (Русский музей и вариант в Третьяковской галерее). Это был наивысший успех художника.
        Пристрастие Л.И. Соломаткина к искусству началось с народных лубочных картинок. И на всю жизнь эти пестрые, нарядные лубки остались близки ему. Соломаткин любил жанровые работы голландцев, рассматривал их в Эрмитаже и мог с ними соперничать как по технике, так и по разработке сюжетов. Сатирические журналы, листки, иллюстрированные издания, альбомы с типами жителей столицы привлекали его внимание. Соломаткин работал много, быстро, часто делая повторения, и писал варианты удавшихся работ.
        Замечательным произведением Леонида Ивановича Соломаткина является картина из Тульского областного художественного музея «Уличная сцена» 1880-е гг. Она поступила в нашу коллекцию из частного собрания в Туле в 1963 году перед открытием музея в ноябре 1964 года и сразу же заняла свое место рядом с другими произведениями  Л. И. Соломаткина в экспозиции отдела русского искусства. Рассматривая картину, мы видим, как в центре полотна художник располагает замысловатое сооружение в виде пирамидки, увенчанной самоваром и расставлена посуда. Молодой продавец в картузе отпускает изящной, несколько смущенной  женщине леденцы для нарядно одетых детей. Сзади молодой матери стоит кормилица с младенцем на руках, загораживая зонтиком ребенка от ветра. Худенькая, болезненная женщина терпит нужду, которую нужно скрывать от чужих глаз, а она так и вырывается наружу. За этой сценкой наблюдает отставной солдат, сидящий на скамеечке. На втором плане -  лоточник с папиросой, погруженный в свои мысли. Сцена изображена на фоне пригородного пейзажа: пышная зелень за деревянным длинным забором, дачные постройки. Эта маленькая картинка превосходна по живописи. В ней преобладают светлые розово-золотистые тона, тени прозрачны и как бы скользят по изображенной сцене.
        Так как художник неоднократно делал копии своих удачных картин, сделано авторское повторение и картины «Уличная сцена», но она называется «В увеселительном саду» и находится в частном собрании в Москве.
         В своих поздних работах Л.И. Соломаткин отражает жизнь чиновников, купцов и средней городской интеллигенции. Сюжеты этих картин обычно разворачиваются в интерьере, и в них часто можно видеть разработку мотивов, которые были подсказаны художнику лубочными картинками, только художник их переделывает, восполняет композиции образами, которые остались в его памяти. Так создана картина «Пирушка дельцов» из собрания Тульского областного художественного музея. Ее прежнее название «Купец угощает чиновников по выгодному подряду». Действие происходит в трактире, в отдельном кабинете. В центре виден стол, заставленный бутылками, остатками еды. Степенный делец, не теряющий во время пирушки ума, что-то приказывает официанту, вошедшему с тарелкой в руках. Он совершил выгодную сделку и угощает чиновников. Чиновники жадно едят, еще больше пьют. Их позы, лица выражают алчность, корыстолюбие – это вершина крупного мошенничества. Художник никого не щадит. Он рисует уродов, людей утративших человеческое достоинство. В колорите картины преобладает темно-зеленый с коричневым тон, создающий угнетающее настроение. Картина поступила в наш музей в 1966 году, вскоре после его открытия, из частного собрания нашего земляка П.Н.Крылова (Кукрыниксы). И еще одну картину Л.И. Соломаткина  в том же году подарил музею П.Н.Крылов «Итальянцы-шарманщики».
         Сердцу художника всегда был дорог театр. Он знал неустроенную жизнь провинциальных актеров и от всей души сочувствовал им. Картина «Итальянцы-шарманщики» дает представление о романтике этой жизни. В тени от большого дерева расположился шарманщик с обезьянкой, давая представление небольшой группе мужчин, женщин и детей, собравшихся на солнечной лужайке. Кругом зелень небольшого городского сада. Колорит картины построен на сочетании зеленых, коричневых, розовых, золотистых тонов. Насыщенная светом и цветом живопись свидетельствует о незаурядном мастерстве художника. Умело используя яркое солнечное освещение на полянке, позволяет художнику передать забавность сценки и веселое настроение зрителей. Соломаткин словно поэтизирует актерские будни, блестяще решая сложное по композиции полотно.
         В 1969 году Дирекцией художественных фондов была передана музей небольшая картинка Л.И.Соломаткина «Полицейский»1870-е гг., написанная с юмором и жизненной правдой.
         Последние дни неспособный больше работать Соломаткин откровенно нищенствовал. Однажды он упал на улице, был свезен в больницу, где умер 4 июня 1883 года.

                             Зав. отделом русского и западноевропейского искусства,
искусствовед Скопинцева З.Н.  

Вернуться назад

 

 

 

 

 
© 2010-2012 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЪЕДИНЕНИЕ «Тульский областной художественный музей»