На Главную
   
 
     
               1. Коллекции:
 
  Отдел западноевропейского искусства
  Отдел современного искусства
 
              2. Новости, выставки:
  Новости, выставки
     
              3. Музей детям:
  Детский сад-Школа-ВУЗ
  Студия эстетического развития "Кругоцвет"
     
              4. Мероприятия:
  Концерты
  Творческие гостиные
  Мастер-классы, встречи с художниками
  Лектории выходного дня
     
                5. Информация музея:
  Режим работы музея
  Стоимость билетов и услуг
  Наши издания
     
   
  Филиалы:  
  «Тульский кремль»  
  Музей «П.Н. Крылова»  
  «Выставочный зал»  
  Музей «Спасское»  
     
   
 

Адрес музея: Россия г. Тула, ул. Ф. Энгельса, 64 (схема проезда).
Режим работы:
с 10:00 до 20:00, касса до 19:15, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00, выходной день – понедельник, санитарный день - последняя среда месяца
Заказ экскурсий, занятий, лекций по тел. : 8 (4872) 35-40-53
 
     
 

      Василий Владимирович Пукирев. 1832-1890

Вернуться назад  

         Известный русский художник Василий Владимирович Пукирев, занимавший видное место среди реалистов-демократов середины 19 века, глубоко, многосторонне запечатлевший жизнь народа своего времени, родился в 1832 году в крестьянской семье, в селе Лужники, Каширского уезда, Тульской губернии. Лужники было наиболее богатое торгово-ремесленное село Каширского уезда, крестьяне которого, наряду с обычными сельскохозяйственными работами, с успехом занимались чеканкой по металлу, резьбой и гравированием. Художественными ремеслами увлекались и в семье Пукиревых и к искусству относились с большим уважением. Неудивительно, что мальчик, рано проявивший незаурядные способности и влечение к рисованию, был вскоре определен в ученики к мастеру-иконописцу в город Могилев. У него Василий Пукирев пробыл несколько лет. Работа шла успешно, он быстро усвоил все приемы мастерства и его допускали к выполнению ответственных заказов.
         В конце 1840-х годов В.В. Пукирев поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учителями его были прекрасные художники и преподаватели А.Н.Мокрицкий, Я. Васильев, С.К.Зарянко. Пукирев рано начал выделяться среди студентов точностью и уверенной законченностью рисунка и несколько его ученических работ – рисунков с натуры Совет Училища направил в Академию художеств, и они были удостоены наград.
Через несколько лет за портреты с натуры Пукирев Академией художеств был награжден серебряной медалью, а в 1860 году Совет Академии по представлению Училища утверждает Василия Владимировича Пукирева в звании академика.
         Осенью 1863 года в залах Академии художеств открылась очередная художественная выставка, которая не вызвала особенно оживленных откликов, но одна работа привлекла всеобщее внимание и вызвала самые противоречивые суждения, - это было произведение молодого художника В.В.Пукирева «Неравный брак», а о самом художнике заговорили как об одном из крупных мастеров. По-видимому, к этому времени относится одно из событий в жизни Пукирева, которое имело большое значение в его дальнейшей судьбе. Обстоятельства его известны только в самых общих чертах: молодой художник полюбил девушку из бедного семейства, сватался к ней, но получил отказ ее родителей. Вскоре ее насильно выдали замуж за старого богатого сановника.  Пукирев был потрясен этой драмой.
         Картина «Неравный брак» переносит зрителя под своды полутемной, небогатой приходской церкви. Сильный поток света, льющийся сверху, врывается в темноту, резко освещая центральную группу – жениха, невесту и священника. В глубине, полукругом разместились родственники и знакомые – небольшая группа на фоне тускло поблескивающих икон. Художник сумел сделать картину очень ясной и легко понятной, смело изобразив остродраматическую конфликтную ситуацию. Главное действующее лицо в картине – невеста. Этот брак для нее – тяжелая жизненная трагедия. На ее стороне - горячее сочувствие художника, а судьба ее волнует и зрителя. Невеста глубоко, но с достоинством переживает тяжкий удар, уготовленный ей жизнью. Совсем еще юная, обаятельная в своей чистоте и невинности, одетая в белое с кружевами подвенечное платье, она в безмолвном горе склонила голову. Слезы набегают на ее глаза, холодеющие пальцы едва держат венчальную свечу. Художник выбрал для картины решающий момент обручения, и драматическое напряжение сцены от этого значительно усилилось. Сдержанное отчаяние невесты, ее слезы встревожили окружающих. Жених искоса строго глядит на склоненную голову девушки. Вся его мрачная, подчеркнуто прямая и застывшая фигура, лицо выражают душевную опустошенность. Драматический конфликт центральной группы продолжен и развит в образах других действующих лиц, которые играют большую роль в общем образном строе картины и придают этому конфликту определенную окраску. Участники церемонии четко разделены на две противостоящие друг другу группы: группу жениха и группу невесты. В первой - те, кто откровенно не одобряет чувств невесты или робко сочувствует ей. Друзья невесты расположены непосредственно позади нее. Художник особенно выделяет фигуру молодого человека со скрещенными на груди руками. Это - бывший возлюбленный невесты. Его красивое благородное лицо и горячий взор привлекают внимание стоящего за ним немолодого человека, в пристальном взгляде которого читается живое участие. Пукирев в этих образах одним из первых русских художников сумел отразить характерные положительные типы разночинцев-демократов 60-х годов 19 века, утвердить идеал личности, складывающийся в эти годы. Великолепно в этом произведении и живописное мастерство художника. Почти с осязаемой материальностью написаны ткани. Ровный, мягкий золотистый свет заливает первый план картины. Несмотря на целый ряд произведений русской живописи, посвященных теме тяжелой жизненной доли русской женщины, нельзя не признать , что картина Пукирева – одна из самых сильных и волнующих произведений этого рода, и не случайно она произвела такое большое впечатление на современников, а П.М.Третьяков через несколько лет, после возвращения картины с Всемирной выставки в Париже, купил ее для своей коллекции.
         После создания своего основного полотна В.В.Пукирев пишет несколько новых картин и много сил и времени отдает преподавательской работе в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В последние годы жизни живописец тяжело, много болел и умер в чужом доме. Художник Сомов тепло написал о нем: «Среди своих товарищей и учеников он оставил о себе теплое и прочное воспоминание, а в истории русского искусства -блестящий, хотя и короткий, след».

 

 

                             Зав. отделом русского и западноевропейского искусства,
искусствовед Скопинцева З.Н.  

Вернуться назад

 

 

 

 

 
© 2010-2012 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЪЕДИНЕНИЕ «Тульский областной художественный музей»