На Главную
   
 
     
               1. Коллекции:
 
  Отдел западноевропейского искусства
  Отдел современного искусства
 
              2. Новости, выставки:
  Новости, выставки
     
              3. Музей детям:
  Детский сад-Школа-ВУЗ
  Студия эстетического развития "Кругоцвет"
     
              4. Мероприятия:
  Концерты
  Творческие гостиные
  Мастер-классы, встречи с художниками
  Лектории выходного дня
     
                5. Информация музея:
  Режим работы музея
  Стоимость билетов и услуг
  Наши издания
     
   
  Филиалы:  
  «Тульский кремль»  
  Музей «П.Н. Крылова»  
  «Выставочный зал»  
  Музей «Спасское»  
     
   
 

Адрес музея: Россия г. Тула, ул. Ф. Энгельса, 64 (схема проезда).
Режим работы:
с 10:00 до 20:00, касса до 19:15, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00, выходной день – понедельник, санитарный день - последняя среда месяца
Заказ экскурсий, занятий, лекций по тел. : 8 (4872) 35-40-53
 
     
 

                      Борис Иванович Орловский. 1793-1837

Вернуться назад  

          Сейчас трудно себе представить площадь Казанского собора в Петербурге без бронзовых памятников на строгих гранитных пьедесталах русским полководцам в Отечественной войне 1812 года М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли, которые завершают ансамбль великого зодчего А.Н. Воронихина, служащий примером великолепного сочетания архитектуры и скульптуры. Вместе с Воронихиным над созданием ансамбля работали прославленные русские скульпторы: И.П. Мартос, И.П. Прокофьев, Ф.Ф. Щедрин, Ф.Т. Гордеев и многие другие, в своих творениях прославившие величие и могущество России. В историю России Казанский собор вошел не только как выдающийся памятник русской боевой славы. Здесь долгое время хранились захваченные в боях французские знамена; в соборе в 1813 году был погребен М.И. Кутузов. Через несколько лет (в 1818 году) умирает Барклай-де-Толли и Николай I принимает решение увековечить память полководцев. Для работы над моделями памятников были вызваны из Рима русские скульпторы Б.И. Орловский и С.И. Гальберг. В 1830 году утверждены были эскизы Б.И. Орловского. Через некоторое время он закончил модели в натуральную величину; отлил их из бронзы известный литейщик Академии художеств В.П. Екимов. Постаменты для скульптур были выполнены известным русским архитектором Стасовым.
           Скульптор Б.И. Орловский  – последний большой мастер русского классицизма. Он наш земляк. Удивительна его судьба. Он родился крепостным человеком в селе Столбецком Орловской губернии, отсюда его новая фамилия. В 1801 году помещица Наталья Михайловна Мацнева продала за 600 рублей тульскому помещику Василию Шатилову 12 человек. Был среди них будущий выдающийся скульптор Борис Орловский, которому исполнилось на тот момент 10 лет. В 1809 году помещик Шатилов отпустил Орловского на волю и отправил его в Москву на обучение к мраморщику итальянцу С.П. Кампиони, у которого он выучился рубить мрамор. В 1816 году будущий скульптор поселился в Петербурге и продолжил обучение в мастерской великолепного скульптора П. Трискорни.  В 1821 году молодой мраморщик работал вместе с прославленным скульптором И.П. Мартосом, который увидел в нем незаурядное дарование. В 1822 году Орловский вылепил бюст императора Александра I, и скульптура при посредстве И.П. Мартоса и президента Академии художеств А.Н. Оленина была поднесена императрице. Сам император Александр I решил позаботиться о талантливом юноше, и через год Орловский был зачислен в Академию художеств, а вскоре  был отправлен в Рим в ученики к Б. Торвальдсену. С 1823 года Орловский в течение шести лет трудился под руководством знаменитого датского ваятеля и исполнил за это время, кроме других, менее важных работ, колоссальный бюст императора Александра I по модели Торвальдсена, группу «Фавн и Вакханка», статуи Фавна со свирелью в руках и Париса. Работы его итальянского периода свидетельствуют о том, что молодым скульптором успешно усвоены классицистические традиции ваяния.
            Вернувшись в Санкт-Петербург в 1829 году, Орловский через два года был признан академиком и назначен профессором в скульптурном классе академии. Его возвращение на Родину было связано с сооружением памятников полководцам Отечественной войны 1812 года М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли. Перед скульптором стоял ряд сложнейших задач. Необходимо было связать памятники с архитектурно-скульптурным комплексом Казанского собора. Кроме того, император Николай I требовал, чтобы фельдмаршалы были представлены в форменных мундирах, что по традиции классицизма было недопустимо. Орловский блестяще справился со всеми поставленными задачами. В его решении передача портретного сходства великолепно подчеркивает индивидуальность полководцев, нимало не снижая возвышенного строя образов. На простых гранитных постаментах на фоне порталов северной колоннады собора четкими силуэтами выделяются величественные бронзовые, частично задрапированные фигуры полководцев. Роль Кутузова подчеркнута активным движением его левой руки, указывающей жезлом вперед и вверх. Его нога попирает свернутое французское знамя. Такое знамя у ног Барклая-де-Толли. Сам облик Барклая, характер его сдержанных жестов, поза с убедительностью раскрывают трагическую и доблестную судьбу полководца.
           В это же время Б.И.Орловский работал над созданием статуи ангела для Александровской колонны, сооруженной в 1829-34 гг. на Дворцовой площади по проекту архитектора Монферанна. Силуэт ангела четко прочитывается на фоне неба, он как бы продолжает движение победоносной колесницы с фигурой Славы на здании Главного штаба. В уже сложившийся архитектурный ансамбль Орловский великолепно вписал романтическую по духу и классицистическую по форме статую ангела, дополнив композицию площади.

 

25 декабря 1837 года в 25-ю годовщину изгнания Наполеона из России, состоялось торжественное открытие памятников полководцам у Казанского собора, но скульптора не стало за восемь дней до этого события

          

 

 

Зав. отделом русского и западноевропейского искусства,
искусствовед Скопинцева З.Н.  

Вернуться назад

 

 

 

 

 
© 2010-2012 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЪЕДИНЕНИЕ «Тульский областной художественный музей»