На Главную
   
 
     
               1. Коллекции:
 
  Отдел западноевропейского искусства
  Отдел современного искусства
 
              2. Новости, выставки:
  Новости, выставки
     
              3. Музей детям:
  Детский сад-Школа-ВУЗ
  Студия эстетического развития "Кругоцвет"
     
              4. Мероприятия:
  Концерты
  Творческие гостиные
  Мастер-классы, встречи с художниками
  Лектории выходного дня
     
                5. Информация музея:
  Режим работы музея
  Стоимость билетов и услуг
  Наши издания
     
   
  Филиалы:  
  «Тульский кремль»  
  Музей «П.Н. Крылова»  
  «Выставочный зал»  
  Музей «Спасское»  
     
   
 

Адрес музея: Россия г. Тула, ул. Ф. Энгельса, 64 (схема проезда).
Режим работы:
с 10:00 до 20:00, касса до 19:15, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00, выходной день – понедельник, санитарный день - последняя среда месяца
Заказ экскурсий, занятий, лекций по тел. : 8 (4872) 35-40-53
 
     
 

                       Орест Адамович Кипренский. 1782-1836

Вернуться назад  

        С Тульским краем творчество известнейшего русского художника первой половины 19 века Ореста Адамовича Кипренского связано пребыванием, пусть недолгим, на нашей земле.
       Орест Адамович Кипренский родился 24 марта 1782 года в имении помещика А.С. Дьяконова близ Копорья Ораниенбаумского уезда (ныне Ленинградской области). Мальчик был внебрачным сыном А.С. Дьяконова и крепостной крестьянки. В раннем детстве он был освобожден от крепостной зависимости и воспитывался в семье крепостного Адама Швальбе, а фамилию впоследствии изменили на Кипренский. Талант художника у Кипренского проявился очень рано, и он был отдан на обучение в Воспитательное училище при Академии художеств, а затем он поступил в класс исторической живописи, где преподавателем у него был профессор Г.И.Угрюмов. В 1803 году Орест Адамович окончил Академию художеств, а в 1805 году представил на конкурс историческую картину «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем», получив за эту картину Большую золотую медаль. Несмотря на успех исторической картины, в творчестве Ореста Адамовича Кипренского самое важное место занимает портретная живопись. Еще в 1804 году на выставке в Академии художеств художник представил портрет его названного отца Адама Швальбе, который считал одним из лучших своих произведений.
       Расцвет творческой деятельности О.А.Кипренского происходит в сложное и бурное время, когда растет национальное самосознание, стремительно развивается русская культура. И Кипренский, свидетель героической Отечественной войны 1812 года, современник восстания декабристов, как никто из русских художников того времени сумел ярко и правдиво рассказать в своих живописных и графических произведениях о людях этой замечательной поры. Усвоив лучшие достижения портретного искусства 18 века, Кипренский пошел гораздо дальше в своем творчестве. Он сумел воплотить в нем новое понимание значения и ценности человеческой личности. В лучших своих произведениях художник стремился раскрыть сложный и тонкий внутренний мир своих современников, показать благородные, возвышенные движения человеческой души. В портретах О.А.Кипренского люди предстают перед зрителем в часы отдыха, в минуту творческого порыва, а иногда глубоких переживаний. Каждый человек, который позировал художнику, был интересен для него только своими личными качествами, богатством духовного мира и ценность его не заслонялась профессией или происхождением. В портретах, которые создает художник, люди изображаются в те счастливые мгновения, когда раскрываются их наиболее привлекательные, благородные, а иногда и героические черты. И по другому быть не может, так как люди, которых писал Кипренский, были или участниками или свидетелями великих исторических событий, и это наложило отпечаток на их облик, характер и на взгляд художника  на этих людей.
       Из ранних произведений Кипренского следует отметить Автопортрет (1809), Портрет мальчика Челищева (1809), Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова (1809). Образ Давыдова, созданный Кипренским, предстает перед зрителем символом эпохи войн с Наполеоном, в преддверии Отечественной войны 1812 года. В нем нет бьющей через край энергии и отваги; художник основное внимание уделяет лицу, в котором есть одухотворенность и мечтательная задумчивость. В 1809 году некоторое время О.А. Кипренский проводит в имении Давыдовых в селе Аксинино Веневского уезда Тульской губернии, приезжал он туда и в последующие годы. Этим объясняется довольно значительное количество карандашных и живописных портретов семьи Давыдовых, в том числе там был написан знаменитый портрет Евграфа Давыдова, хранящийся в Государственном Русском музее. Имение Аксинино принадлежало братьям Давыдовым, Владимиру Денисовичу и Василию Денисовичу. Ярким и известным представителем этой семьи был поэт-партизан Денис Васильевич Давыдов, переведенный за вольные стихи из кавалергардского полка в армейский гусарский. В быту у старших Давыдовых в Аксинино своеобразно сочетались привычки богатых дворян с критическим отношением к правительственной политике. В Аксинино О.А.Кипренский написал портреты Василия и Владимира Давыдовых, в которых сумел передать характерную для них независимость, своеволие, пренебрежение общепринятыми правилами. Это ощущается и в небрежных одеждах и в свободных позах изображаемых, и выражении их благодушных лиц. Для полноты характеристик художник изображает в портрете одного трубку и книгу, в портрете другого – рукописи на столе. Кипренский стремился к простому, естественному изображению человека, отсюда исключительная задушевность, искренность, теплота, наполняющая портреты.
      Особая страница в русской живописи - женские портреты О.А.Кипренского. Каждый из его портретов захватывает проникновением в душевные глубины образа, неповторимым своеобразием облика, великолепным исполнительским мастерством. Наибольшую известность получили портреты Д.Н.Хвостовой, Е.С.Авдулиной, Е.П.Ростопчиной.
В Аксинино был написан Портрет госпожи Прейс с ребенком, вероятно, родственницы Давыдовых, в котором с особой проникновенностью передано живописцем счастье молодой матери. Естественна поза женщины, на столе лежит вязанье, рассказывающее об ее ежедневных занятиях. Скоромное домашнее платье и ласковый светящийся взгляд придает молодой Прейс теплоту, жизненность, характерную для произведений Кипренского этой поры.     
       В Аксинино создан и портрет слепого музыканта, покоряющий зрителей глубокой правдой, сочувствием художника  к судьбам крепостных людей. Изображенный человек очень талантлив, но талант его не мог получить развития в условиях крепостничества. Музыкант как бы не замечает окружающего, он погружен в звуки флейты, лицо его сосредоточено, а одежда очень бедна. Серьезность, с которой написан этот портрет, подлинный реализм, глубокое раскрытие характера крепостного музыканта, позволяют говорить о дальнейшем развитии демократизма в творчестве художника, задолго до Федотова сумевшего воплотить в искусстве образ униженного и угнетенного человека.
       В 1812 году Орест Адамович Кипренский получает звание Академика, а в 1815 году – звание советника Академии художеств. Это время наибольшего признания творчества художника. Кипренский сближается с выдающимися деятелями литературы и искусства. Он пишет живописные портреты В.А.Жуковского, П.А.Вяземского, карандашные портреты известных художников, скульпторов.
       В 1816 году Кипренский едет в Италию. Там он увлекается искусством Рафаэля, которого ставит выше всех художников. Кипренский изучает античное искусство и поэзию. Широкую известность получили его картины «Молодой садовник» (1817) и «Девочка в маковом венке» (1819). Орест Адамович Кипренский стал первым русским художником, который получил признание в Италии. Ему был заказан Автопортрет для галереи Уффици во Флоренции.
       Возвратившись в Россию, художник создает немало великолепных портретов. На выставке в Академии художеств был показан портрет А.С.Пушкина, который считается лучшим прижизненным изображением великого русского поэта.
       Но, не получив признания,  в 1828 году художник уезжает из России в Италию. Однако последние годы жизни художника характеризуются лишениями и болезнью. Вдали от Родины талант живописца постепенно угасает. Ему не суждено было вернуться в Россию. Русский художник умер в Риме  в 1836 году. В римской католической церкви Сант Андреа дела Фратте покоится прах художника. Церковь стоит в самом центре города, неподалеку от площади Испании, и в одной из капелл сохранилось надгробие над могилой художника, сооруженное по рисунку архитектора Ефимова.

 

                             Зав. отделом русского и западноевропейского искусства,
искусствовед Скопинцева З.Н.  

Вернуться назад

 

 

 

 

 
© 2010-2012 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЪЕДИНЕНИЕ «Тульский областной художественный музей»