На Главную
   
 
     
               1. Коллекции:
 
  Отдел западноевропейского искусства
  Отдел современного искусства
 
              2. Новости, выставки:
  Новости, выставки
     
              3. Музей детям:
  Детский сад-Школа-ВУЗ
  Студия эстетического развития "Кругоцвет"
     
              4. Мероприятия:
  Концерты
  Творческие гостиные
  Мастер-классы, встречи с художниками
  Лектории выходного дня
     
                5. Информация музея:
  Режим работы музея
  Стоимость билетов и услуг
  Наши издания
     
   
  Филиалы:  
  «Тульский кремль»  
  Музей «П.Н. Крылова»  
  «Выставочный зал»  
  Музей «Спасское»  
     
   
 

Адрес музея: Россия г. Тула, ул. Ф. Энгельса, 64 (схема проезда).
Режим работы:
с 10:00 до 20:00, касса до 19:15, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00, выходной день – понедельник, санитарный день - последняя среда месяца
Заказ экскурсий, занятий, лекций по тел. : 8 (4872) 35-40-53
 
     
 

      Ковалевский Павел Осипович. 1843-1903

Вернуться назад   

          Одно из центральных мест в экспозиции отдела русского искусства Тульского областного художественного музея занимает работа знаменитого русского художника 2-ой пол. 19 века Ковалевского Павла Осиповича «Охотники, застигнутые грозой» 1880-е годы, поступившая в нашу коллекцию накануне открытия музея в 1964 году из Дирекции художественных выставок и панорам в Москве. П.О. Ковалевский великолепный живописец, баталист, анималист. Многие его называли одним из самых значимых художников своей эпохи. Еще при жизни великий художник получил мировое признание. Его картины экспонировались на многих мировых выставках в Париже, Берлине, Вене, где были отмечены высочайшими наградами.
           Павел Осипович Ковалевский родился в Казани в июле 1843 года, где его отец, один из основоположников русского монголоведения, был сначала профессором, а затем ректором университета. Свое первоначальное образование будущий художник получил в Казанской гимназии, а с осени 1863 года был зачислен вольнослушателем Академии художеств, но уже вскоре стал полноценным студентом Академии, выбрав для себя класс батальной живописи, где его наставником стал Б.П. Виллевальде. У молодого художника рано проявилась склонность к жанровой живописи. Он много и упорно рисует и пишет с натуры. Молодой художник добился в Академии художеств больших успехов, получив за время обучения всевозможные награды: серебряные и золотые медали. В 1871 году за свою картину «Первый день сражения под Лейпцигом в 1813 году» Ковалевский получил высочайшую награду Академии художеств – золотую медаль и право поездки за границу и в 1873 году выехал в Германию. Там художник не только знакомился с коллекциями немецких музеев, с творчеством современных живописцев, но и много работал с натуры. После трехмесячного путешествия по Германии и Австрии Ковалевский поселился в Риме.  Он долго наблюдал и изучал окружающую жизнь, местные обычаи, много писал и рисовал. Художника заинтересовали работы, проводимые в Риме - археологические раскопки в окрестностях города. Он исполнил несколько сотен  рисунков и этюдов. Рисовал с натуры все, вплоть до мелочей. Художник изображал рабочих-землекопов, лошадей, впряженных в возы и т.п. Работал с упорством, с увлечением, не жалея сил. В результате огромной работы Ковалевским была написана картина «Раскопки в Риме». Именно это произведение принесло художнику в 1876 году звание академика и множество наград на крупных выставках в Париже и Берлине. После возвращения в Россию, Ковалевский П.О. отправился на Кавказ. Именно это место прекрасно подходило для совершенствования художника баталиста.
          С началом Русско-турецкой войны, Ковалевского весной 1877 года призвали в штаб 12-го корпуса действующей армии, который базировался в Болгарии. Здесь он прибывал в качестве военного художника при великом князе Владимире Александровиче. Его зарисовки, сделанные в этот период, стали базой для создания таких знаменитых произведений, как «Штаб 12-ого корпуса в Болгарии» и «12 октября 1877 года (Перевалочный пункт)». Часть этих зарисовок, поступивших в наш музей в 1939 году из областного краеведческого музея, хранится в фондах: «Бивуак», «В часы досуга», «Кавалерист», «Лежащий солдат», «Спящий офицер» и др. Художник не только рисует русских солдат – пехотинцев и кавалеристов,  их форму, вооружение, но с таким же вниманием запечатлевает жизнь и быт болгарского народа. Он изображает простых болгарских крестьян, женщин, детей, стариков, изучает национальные обычаи, костюмы. Из его альбомов в фондах  музея хранятся пейзажи Болгарии: «Берег реки», «В виноградниках», «В усадьбе», «Рубка леса», «Степи».
       Пробыв в армии год, Ковалевский поселился в Варшаве. В 1880 году, уже тогда знаменитый художник, был приглашен для написания полотен, которые должны были украсить стены Военной галереи Зимнего дворца. Одновременно Ковалевский работал в области книжной графики, и в частности, он создал ряд иллюстраций к знаменитому роману Л.Н.Толстого «Война и мир». В 1891 году Ковалевскому было присвоено звание профессора Академии художеств. Здесь он начал свою педагогическую практику, и в 1897 году возглавил батальную мастерскую, которой ему довелось руководить до самой своей смерти в 1903 году.
          Павел Осипович Ковалевский работал не только как баталист, но и как жанрист, изображая многофигурные композиции, в которых тщательно был выполнен рисунок, а в колорите в основном преобладали золотисто-коричневые тона. В картине П.О.Ковалевского «Охотники, застигнутые грозой» из коллекции нашего музея, композиция отличается особой детализацией, чему знаменитый художник придавал большое значение. В центре внимания находятся охотники, которых художник изобразил особенно эффектно и они конкретно узнаваемы. Великолепно передано живописцем состояние природы, когда надвигается гроза, начинается дождь. С удивительным совершенством в картине, как и в других, показаны лошади. В этой области Ковалевский был, бесспорно, крупнейшим русским художником второй половины 19 века. Знаменитый французский живописец Э.Мейсонье был поражен, увидев произведения Ковалевского, и заявил, что не знает другого такого художника, который мог бы сравниться в этом искусстве с Ковалевским.
          В коллекции музея находится еще одно живописное произведение П.О.Ковалевского «Тройка зимой» 1903 года. Великолепно написаны лошади, бегущие среди снежных просторов в голубоватой морозной дымке. К сожалению, картина оказалась неоконченной из-за кончины художника. Об этом есть надпись вдовы живописца на обороте полотна. Картина поступила в Тульский художественный музей в 1939 году из областного краеведческого музея при разделении фондов.

                             Зав. отделом русского и западноевропейского искусства,
искусствовед Скопинцева З.Н.  

Вернуться назад

 

 

 

 

 
© 2010-2012 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЪЕДИНЕНИЕ «Тульский областной художественный музей»