На Главную
   
 
     
               1. Коллекции:
 
  Отдел западноевропейского искусства
  Отдел современного искусства
 
              2. Новости, выставки:
  Новости, выставки
     
              3. Музей детям:
  Детский сад-Школа-ВУЗ
  Студия эстетического развития "Кругоцвет"
     
              4. Мероприятия:
  Концерты
  Творческие гостиные
  Мастер-классы, встречи с художниками
  Лектории выходного дня
     
                5. Информация музея:
  Режим работы музея
  Стоимость билетов и услуг
  Наши издания
     
   
  Филиалы:  
  «Тульский кремль»  
  Музей «П.Н. Крылова»  
  «Выставочный зал»  
  Музей «Спасское»  
     
   
 

Адрес музея: Россия г. Тула, ул. Ф. Энгельса, 64 (схема проезда).
Режим работы:
с 10:00 до 20:00, касса до 19:15, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00, выходной день – понедельник, санитарный день - последняя среда месяца
Заказ экскурсий, занятий, лекций по тел. : 8 (4872) 35-40-53
 
     
 

                       Василий Андреевич Тропинин. 1776 – 1857.

Вернуться назад  

          В этом очерке будет рассказано еще об одном известном художнике, гордости русского искусства Василии Андреевиче Тропинине. Он часто бывал и работал на Тульской земле в Епифанском уезде в имении В.И.Бибикова, Г.Г. и А.А.Писаревых, И.А.и В.А.Раевских. Выдающийся портретист, он как и О.А. Кипренский раскрывает в своих произведениях ценность индивидуальной человеческой личности, но в отличии от Кипренского, стремившегося показать в людях не только лирическое, но и героическое начало, В.А.Тропинин в своих портретах передает более интимный облик своего современника, представляет его нам в преимущественно в домашней, частной жизни. И, наверное, поэтому так близок и понятен зрителям портрет Василия Ивановича Бибикова, экспонирующийся в зале русского искусства, где и портрет В.А.Жуковского. Портрет написан художником в 1838 году. В 1830-е годы Тропинин часто бывал в Тульской губернии, в Епифанском уезде в селе Екатерининское в имении В.И.Бибикова, где и был создан его портрет, наполненный теплым человеческим чувством, привлекающий дружеским, интимным характером. Василий Иванович Бибиков был одним  из богатейших людей Тульской губернии. Его великолепный дом окружал чудесный сад с редчайшими деревьями и цветами, в пруду плавали золотые рыбки. Комнаты в доме  украшала мебель из карельской березы и красного дерева, на стенах – живописные работы известных русских художников, в том числе в одной из гостиных портрет хозяина имения В.И.Бибикова кисти В.А.Тропинина. Редчайшая библиотека Василия Ивановича славилась не только в Епифанском уезде, но и во всей губернии. К нему часто приезжали художники, поэты, писатели и все находили приют и чудесный прием доброго, чуткого, великолепно образованного хозяина. На портрете В.И.Бибиков изображен крупным планом, уютно расположившимся в мягком кресле. Лицо его с задумчивым и немного насмешливым взглядом обращено к зрителю, и невольно между изображенным человеком и зрителем как бы завязывается задушевная беседа. В уголках губ притаилась улыбка, какое-то удивительное спокойствие разлито на мягком, добром, чуть печальным лице В.И.Бибикова. Подробно выписаны все мельчайшие детали лица и одежды, причем написаны они с большим мастерством. Художник, обладая огромным талантом, не только умел показать душу портретируемого, уловить живой поворот, правильный жест, заставить нас ощутить среду, в которой живет человек, угадать его занятия, почувствовать время, эпоху, но с большим мастерством передать фактуру любой ткани, мягкость зеленого бархата халата, пушистость коричневого меха, холодный блеск белого шелка жилета и матовость черного шелкового шарфа. Мягкий, добрый характер В.И.Бибикова художник подчеркивает удивительно теплым колоритом, состоящим из гаммы оливково-зеленых, серых, коричневых и золотистых тонов. В этих тонах написаны лучшие произведения художника.
         Бывал нередко В.А.Тропинин и в селе Орловка Епифанского уезда в имении Алексея Александровича Писарева, участника Отечественной войны 1812 года и тоже написал его портрет. Несмотря на упорные поиски исследователей творчества художника, местонахождение работы установить не удалось.
         В 1840-е годы Василий Андреевич Тропинин подолгу жил и работал в имении Раевских, родственников Давыдовых, у которых гостил О.А.Кипренский. Имение Раевских находилось в том же Епифанском уезде в селе Никитское. Владелец имения – генерал-майор Артемий Иванович Раевский, его жена Маргарита Васильевна, урожденная Давыдова, сестра поэта, героя-партизана Отечественной войны 1812 года Дениса Давыдова. Сыновей А.И.Раевского, Владимира Артемьевича и Ивана Артемьевича, Тропинин изобразил в своих портретах в 1846 году, причем И.А.Раевского - в костюме охотника. Портреты в настоящее время находятся в частном собрании.
          То, что художник обратился к портретам своих друзей: В.И.Бибикова, А.А.Писарева, В.А. и И.А.Раевских, было закономерно для его творчества. Тропинин в своем портретном искусстве обращался преимущественно к тем людям, которых он хорошо знал и любил, которые привлекали его своей добротой, гостеприимством, мягким юмором. Всеми этими душевными качествами обладали друзья художника, к тому же великолепно знающие и любящие искусство, литературу, музыку своего времени. В их гостеприимных домах, среди огромного количества книг, коллекций живописи любил бывать художник, когда приезжал в Тулу из Москвы.
         В.А.Тропинин большую часть жизни был крепостным художником и освобождение от крепостной неволи получил только в 1823 году в возрасте уже 47 лет. Поэтому с творчеством Тропинина в русскую живопись входят и прочно завоевывают себе место в ней образы людей из простого народа, данные с любовью и большой романтической убедительностью. Художник стремится показать и добрые душевные качества портретируемых и вместе с тем на всех его портретах лежит отпечаток личности самого художника - они согреты его теплым отношением к людям. Среди лучших портретов Тропинина, запечатлевших людей из народа, самые известные - «Кружевница» и «Портрет сына». В Тульском художественном музее экспонируются малоизвестные кому изображения крепостных украинских крестьян. По мастерству выполнения, по умению художника передать внутренний мир, полный внутренней значимости эти портреты с полным правом можно отнести к лучшим портретам крепостных. Портреты написаны в 1820- е годы, когда украинские крестьяне всемерно поддерживали и сочувствовали борьбе против польских помещиков, которую вел Устим Кармелюк. Все угнетенные люди Подолья окружили Кармелюка глубоким вниманием и участием. Действия Кармелюка, направленные на защиту обездоленных, на установление справедливости, вливались в общую волну подъема, который вселял надежду, рождал оптимизм, веру в человека, в высокие и прекрасные порывы его души. Эти настроения и чувства нашли отражение в портретах крестьян из нашего музея. Мы видим людей точно такими, какими они были в жизни, в своем привычном окружении. Они естественны и спокойны, полны простоты и искренности, в тоже время достоинства. Их образы созданы В.А.Тропининым без малейшей идеализации,  Портреты написаны умело, тонко. Жидко разведенные краски ложатся легко, прозрачно, образуя красивую гамму золотисто-коричневых тонов лиц, одежды и фона.
          В 30-е годы В.А.Тропинин создает целую галерею портретов деятелей художественной культуры, которые в его лице нашли вдумчивого, полного благожелательности к изображенным людям портретиста. Музей располагает этюдом к портрету поэтессы гр. Евдокии Петровны Ростопчиной из Государственного Русского музея, написанный Тропининым в 1853 году. Самое известное стихотворение Ростопчиной «Талисман», вызвавшее восторженный отзыв А.С.Пушкина, В.А.Жуковского, М.Ю.Лермонтова. Портрет написан с большим мастерством. На спокойном, добродушном лице немолодой женщины выделяются широко распахнутые, огромные глаза. Открытый взгляд этих глаз, светлый чистый лоб Ростопчиной заставляют вновь и вновь вспоминать ее лучшие произведения, волновавшие известнейших людей своего времени. В общем темно-золотистом колорите портрета ярко вспыхивают красные, синие, зеленые тона. И это живописное богатство соответствует новому пониманию красоты человека, которое заключается для художника в полноте проявления жизненных сил.
         В течение всей жизни В.А.Тропинина всегда горячо волновала судьба русского искусства, побуждая его постоянно помогать молодым живописцам, щедро отдавать им все те знания и опыт, которые годами и с большим трудом удалось приобрести самому. Тропинин не оставил нам ни воспоминаний, ни записей своих мыслей, творческими заповедями будущему поколению являются его картины. В них он так полно, как никто другой из художников, рассказал о своей эпохе языком искусства, языком живописи.
          Творчество В.А.Тропинина, высоко ценимое современниками, во многом определило реалистический характер московской школы живописи, сложившейся в середине 19 века и давшей искусству ряд подлинно выдающихся мастеров.

                             Зав. отделом русского и западноевропейского искусства,
искусствовед Скопинцева З.Н.  

Вернуться назад

 

 

 

 

 
© 2010-2012 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЪЕДИНЕНИЕ «Тульский областной художественный музей»