На Главную
   
 
     
               1. Коллекции:
 
  Отдел западноевропейского искусства
  Отдел современного искусства
 
              2. Новости, выставки:
  Новости, выставки
     
              3. Музей детям:
  Детский сад-Школа-ВУЗ
  Студия эстетического развития "Кругоцвет"
     
              4. Мероприятия:
  Концерты
  Творческие гостиные
  Мастер-классы, встречи с художниками
  Лектории выходного дня
     
                5. Информация музея:
  Режим работы музея
  Стоимость билетов и услуг
  Наши издания
     
   
  Филиалы:  
  «Тульский кремль»  
  Музей «П.Н. Крылова»  
  «Выставочный зал»  
  Музей «Спасское»  
     
   
 

Адрес музея: Россия г. Тула, ул. Ф. Энгельса, 64 (схема проезда).
Режим работы:
с 10:00 до 20:00, касса до 19:15, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00, выходной день – понедельник, санитарный день - последняя среда месяца
Заказ экскурсий, занятий, лекций по тел. : 8 (4872) 35-40-53
 
     
 

Вернуться назад  

          Вы входите в областной художественный музей и невольно останавливаетесь. Уже в вестибюле вас встречает величественная мраморная скульптура. Вступаем на лестницу и поднимаемся на второй этаж, в отдел русского искусства 18 - начала 20 веков. В отделе десятки картин ожидают вас, и каждая из них в любой час готова вступить в беседу с вами. Здесь есть полотна 20 века, но есть и такие, что живут не одно столетие, - это картины великих мастеров прошлого. Вы встретите в отделе такие произведения живописи, которые были написаны во времена Пушкина, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова. Сколько волнений и споров разгоралось вокруг многих картин, которые мы видим сегодня в художественном музее. Над каждой из них долгие годы трудились живописцы, вкладывая в работу все свое мастерство, все свои силы, весь свой талант. Бережно хранят эти замечательные полотна работники музея и каждое их них – сокровище и у каждого своя особенная судьба. В этих очерках расскажем вам о художниках, которые родились в Тульском крае, написали здесь немало картин и о тех, кто часто бывал в нашей губернии, в различных усадьбах известных людей и создали великолепные произведения, хранящиеся в Тульском художественном музее.
          Одно из них занимает центральное место в первом зале отдела русского искусства – это «Портрет Василия Андреевича Жуковского» 1844 г., известного русского поэта, художника. В.А. Жуковский родился в селе Мишенском, неподалеку от города Белева Тульской губернии. Он внебрачный сын помещика А.И.Бунина. Мать его - пленная турчанка Сальха. Еще при жизни отца Жуковский поступил в Тульский немецкий пансион Роде, затем учился в тульском народном училище. Жил в то время Жуковский в Туле, в доме своей сестры В.А.Юшковой. Дом сохранился до наших дней, он расположен на улице Пирогова (современное название улицы). В доме Юшковой часто устраивались литературные и музыкальные вечера, читались произведения современных писателей. У Жуковского рано проявилась любовь к литературе. Одиннадцатилетним мальчиком он пишет трагедию, делает свои первые рисунки. После окончания училища поступает в благородный пансион Московского университета, закончив его, приезжает в Мишенское и начинает заниматься серьезным литературным трудом. В 1812 году В.А.Жуковский вступает в ополчение. Под влиянием Отечественной войны 1812 года он пишет стихотворение «Певец во стане русских воинов». Вскоре поэт переезжает в Петербург, где начинается его служба при дворе, и с 1815 года он становится воспитателем цесаревича, будущего императора Александра II. Близость к царскому двору позволила Жуковскому облегчить участь опального А.С.Пушкина, декабристов, М.Ю.Лермонтова, Т.Г.Шевченко. Несмотря на службу, Жуковский часто бывал в Тульском крае, в своем имении в Мишенском. Там он создал свои известные стихотворения. Самое известное – элегия «Вечер», в котором одно из лучших описаний вечерней красоты села Мишенское.
          В.А.Жуковский страстно любил и знал искусство, и русское и западноевропейское, был знаком со многими современными ему живописцами, и сам был прекрасным рисовальщиком, гравером. Рисовал Жуковский очень много. Первые его рисунки относятся к 1810-20 годам. В своем изобразительном творчестве он был по преимуществу графиком, акварелью пользовался редко, с целью подцвечивания своих рисунков. Любимой его темой в течение многих лет оставалась природа, одухотворенная присутствием человека. Нередко среди пейзажа он изображал себя, что вносит в его рисунки особую лирическую настроенность, делает их своеобразным живописным дневником тех мест, по которым путешествовал поэт: это виды Швейцарии, Италии, окрестности Петербурга. Однако, у Жуковского есть десятки рисунков, изображающие его родные места: Мишенское, Белев, Тулу. Так в Русском музее хранится 32 офорта с видами Мишенского и Тулы, выполненные в 1837 году. В этом же году, осуществляя план воспитания будущего императора Александра II, Жуковский сопровождал престолонаследника в его поездке по России. Они побывали во многих городах. Приезд в июле этого же года в Тулу взволновал поэта. Рисунки, выполненные в Туле: Успенский собор в Кремле, вид Киевской улицы, Всехсвятский собор и кладбище, здание мужской гимназии и другие виды нашего города, дополняют его «тульские» дневники. Через несколько дней Жуковский уже в Белеве, потом в Мишенском. И опять целая серия работ. Каждый уголок Мишенского запечатлен поэтом в выразительных рисунках, овеянных поэзией первых детских воспоминаний, но в то же время наполненных лирически-грустным настроением, которому так соответствует стихотворение поэта «Там небеса и воды ясны».
          В начале мая 1838 года В.А.Жуковский снова отправился с царским наследником в путешествие, но теперь уже по Германии, Швеции, Голландии, Англии, Дании, Италии. По-прежнему много рисует. С годами В.А.Жуковский превратился в отличного рисовальщика и гравера, мастерство его росло. Он рисовал так много, что друзья нередко упрекали его в слишком усердных занятиях рисованием. Его рисунки в 30-е годы стали уже профессиональными. Четкие, лаконичные и вместе с тем удивительно мягкие линии в его рисунках придавали им законченность и выразительность. Они дышат спокойствием и создают лирическое настроение. Путешествуя по Западной Европе, Жуковский по просьбе императора Николая I, приобретал произведения известных художников, графиков, скульпторов для украшения залов Эрмитажа, дворцов в пригородах Петербурга. Благодаря В.А.Жуковскому в России составились великолепные коллекции западноевропейского искусства.
         В 1844 году художник вместе с семьей переселился в Германию. Живя там, он душой и сердцем был связан с Россией. В том же году известным немецким художником Фердинандом Теодором Гильдебрандтом был написан его портрет, который находится в настоящее время в Париже, в собрании правнучки поэта М.А.Янушевской.  И вот в нашем музее экспонируется точно такой же портрет В.А.Жуковского. Кто его написал и как он оказался в тульском художественном музее, довольно долго оставалось неясным. Благодаря исследованиям научных сотрудников нашего музея и сотрудников Государственного Эрмитажа, удалось установить, что до 1926 года этот портрет находился в Белеве, в доме, где когда-то жил В.А.Жуковский, откуда и поступил в художественный музей и числился как копия неизвестного немецкого художника с работы Ф.Т. Гильдебрандта. Но исследователи установили, что с известного портрета Гильдебранта, находящегося тогда в Германии в семье В.А.Жуковского, по просьбе Александра II самим автором портрета были сделаны два повторения. Одно - было подарено прусскому королю Фридриху-Вильгельму III и местонахождение его сейчас неизвестно. Другое - хранится в собрании музея А.С.Пушкина. Вот именно с этого авторского повторения, когда работа еще находилась в Германии, и была сделана неизвестным немецким художником Дюссельдорфской школы единственная в натуральную величину копия, экспонирующаяся в нашем музее.
          В портрете великого русского поэта живописцу удалось передать его удивительную доброту, приветливость, скромность, сердечность. И вспоминаются слова И.С.Тургенева, оставившего один из лучших словесных портретов Жуковского: «Лицо его, слегка припухлое, молочного цвета, без морщин, дышало спокойствием, он держал голову наклонно, как бы прислушиваясь и размышляя… , тихая благость светилась в углубленном взгляде его темных глаз, а на довольно крупных губах постоянно присутствовала чуть заметная, но искренняя улыбка благоговения и привета».

 

                             Зав. отделом русского и западноевропейского искусства,
искусствовед Скопинцева З.Н.  

Вернуться назад

 

 

 

 

 
© 2010-2012 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЪЕДИНЕНИЕ «Тульский областной художественный музей»