На Главную
   
 
     
               1. Коллекции:
 
  Отдел западноевропейского искусства
  Отдел современного искусства
 
              2. Новости, выставки:
  Новости, выставки
     
              3. Музей детям:
  Детский сад-Школа-ВУЗ
  Студия эстетического развития "Кругоцвет"
     
              4. Мероприятия:
  Концерты
  Творческие гостиные
  Мастер-классы, встречи с художниками
  Лектории выходного дня
     
                5. Информация музея:
  Режим работы музея
  Стоимость билетов и услуг
  Наши издания
     
   
  Филиалы:  
  «Тульский кремль»  
  Музей «П.Н. Крылова»  
  «Выставочный зал»  
  Музей «Спасское»  
     
   
 

Адрес музея: Россия г. Тула, ул. Ф. Энгельса, 64 (схема проезда).
Режим работы:
с 10:00 до 20:00, касса до 19:15, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00, выходной день – понедельник, санитарный день - последняя среда месяца.
Заказ экскурсий, занятий, лекций по тел. : 8 (4872) 35-40-53
 
 

                     Литературно-музыкальная гостиная,
           посвященная Александру Сергеевичу Пушкину

  <¬  Вернуться назад

«Зимы ждала-ждала природа, снег выпал только в январе», - сказал в свое время «наше все» Александр Сергеевич Пушкин. Сегодня, в субботу, пятого декабря, мы полностью с ним солидарны: природа зимы ждет и с огромным нетерпением, слишком уж затянулось межсезонье.

Собрались мы в Тульском областном художественном музее (а где же еще?) на необыкновенный концерт «Болдинская осень». Представили его наши добрые знакомые Генрих Викторович Каспин и Ольга Ивановна Филатова. Настроиться на соответствующую волну помогла сама атмосфера музея. Сразу при входе гостей встречает Александр Сергеевич собственной персоной в исполнение скульптора Михаила Аникушина. Это модель для памятника Пушкину, установленного в МГУ в 1952 году.

На привычной уже площадке, в фойе третьего этажа,  после музыкального вступления Ольга Ивановна подготовила зрителей к правильному восприятию действа. Вряд ли осознано, но, тем не менее, Александр Сергеевич позволил себе историческую вольность, обвинив Сальери, основателя Венской консерватории и трепетно любимого не только Австрией, но и всей Италией, в страшном грехе – убийстве из зависти. Итальянцы узнали об этом из фильма «Амадей» Милоша Формана.  Целая нация кипела возмущением, и в 1997 году к 190-летию смерти композитора по инициативе Миланской консерватории был организован суд для возвращения Сальери честного имени.

Однако гениальности и поучительности «Маленьких трагедий» никто не отменял, а самой яркой из них, безусловно, является новелла «Моцарт и Сальери». И вот потушен свет, лишь узкий луч падает на изображение Миланского собора, по стенам тревожно мечутся тени. И призрак завистника оправдывает готовящееся преступление. «Ведь мы – жрецы! … А он – поднимет ли искусство?» Как мы себя умеем убедить! Доводы в защиту себя любимого сыплются как из рога изобилия, градус напряжения повышается  с каждым произнесенным словом, у зрителей явно мурашки бегают по спинам, чему способствует и гениальная музыка Моцарта. И вот уже в конце страстной речи злодей на глазах у потрясенной публики превращается в героя, спасающего мир от недостойного шута.

Вторая часть выступления, наоборот, выдержана в шутливом ключе. Ах, Пушкин, Пушкин, он неподражаем. Являясь дамским угодником, легко и изящно сплетничает о «моих богинях» с высоты прожитых лет: «Но если б не страдали нравы, я б балы до сих пор любил». И здесь мы видим совершенно иного Каспина, ироничного, немного легкомысленного и до глубины души влюбленного в своего и нашего кумира – Александра Сергеевича. Эту светлую атмосферу поддерживает музыка славянских композиторов (Шопена, Даргомыжского, Зыбина, Толстого) в виртуозном исполнении Ольги Филатовой.

Но это еще не все. В «прекрасном» все должно быть гармонично, и после литературно-музыкальной части Елена Ивановна Оленич повела всех на второй этаж, в зал с портретами героев пушкинской поры. Не все знают, что Василий Жуковский - уроженец Тульской губернии. С огромного темного полотна смотрит  усталый поживший человек, перенесший много радостей и много разочарований. Не одну морщину на его лице оставила гибель любимого друга, Пушкин умер у него на руках. Рядом -  портрет одной из «богинь» - Зинаиды Волконской, в девичестве Белосельской-Белозерской, которая помимо того, что была светской красавицей, обладательницей прекрасного контральто, еще принимала большое участие в судьбе своей родственницы Марии Волконской, поехавшей за своим мужем в ссылку в Сибирь. На соседней стене изображение еще одной дамы  - Додо, поэтессы Евдокии Ростопчиной. Естественно смотрится в этом обществе небольшая чугунная скульптура Александра Сергеевича, выполненная  А. Теребеневым вскоре после смерти поэта.

Как видите, впечатлений масса. Присоединяйтесь, дорогие друзья, устраивайте себе праздник, приходите в музей.

                                                                                                                                                      Ваша М.К.

 

Вернуться назад

 

 
© 2010-2012 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЪЕДИНЕНИЕ «Тульский областной художественный музей»