На Главную
   
 
     
               1. Коллекции:
 
  Отдел западноевропейского искусства
  Отдел современного искусства
 
              2. Новости, выставки:
  Новости, выставки
     
              3. Музей детям:
  Детский сад-Школа-ВУЗ
  Студия эстетического развития "Кругоцвет"
     
              4. Мероприятия:
  Концерты
  Творческие гостиные
  Мастер-классы, встречи с художниками
  Лектории выходного дня
     
                5. Информация музея:
  Режим работы музея
  Стоимость билетов и услуг
  Наши издания
     
   
  Филиалы:  
  «Тульский кремль»  
  Музей «П.Н. Крылова»  
  «Выставочный зал»  
  Музей «Спасское»  
     
   
 

Адрес музея: Россия г. Тула, ул. Ф. Энгельса, 64 (схема проезда).
Режим работы:
с 10:00 до 20:00, касса до 19:15, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00, выходной день – понедельник, санитарный день- последняя среда месяца
Заказ экскурсий, занятий, лекций по тел. : 8 (4872) 35-40-53
 
   
 

         Римский гений

Вернуться назад

      В октябре 2015 года исполнилось 295 лет со дня рождения Джованни Батиста Пиранези (1720-1778) – великого итальянского художника эпохи Просвещения, главного представителя римского неоклассицизма.
     Пиранези был личностью яркой, самобытной и независимой.  Еще при жизни он стал для своих современников легендой, «римским гением». Действительно, по широте творческих интересов и многообразию деятельности Пиранези можно сравнить с гениями эпохи Возрождения: он был архитектором, художником, археологом, дизайнером, антикваром, исследователем и знатоком античности, теоретиком и издателем. Но в историю искусства Пиранези  вошел, прежде всего, как непревзойденный мастер офорта, создавший за свою недолгую жизнь около двух тысяч больших графических листов, объединенных в различные серии, которые  даже современного зрителя поражают грандиозностью замысла автора,  необычайностью его фантазии и виртуозностью исполнения.
     В связи с юбилеем художника в нашем музее состоялось открытие уникальной выставки «Рим в офортах Пиранези», на которой зрители смогли увидеть 25 работ его знаменитой серии «Виды Рима» из собрания Калужского художественного музея. В экспозицию выставки был включен и еще один офорт этой сюиты, хранящийся в коллекции графики Тульского областного художественного музея.
 
     Пиранези родился в Венеции в семье каменотеса, его первым учителем стал  отец. Искусству архитектуры он обучался у своего дяди, инженера и архитектора, и у Карло Цукки, венецианского архитектора и живописца. В двадцатилетнем возрасте Джованни впервые попадает в Рим, и встреча с «вечным городом» становится для него судьбоносной: отныне он станет страстным поклонником Рима, его патриотом, влюбленным в античное наследие, и всю свою жизнь будет прославлять его в своем творчестве.  
     В Риме Пиранези прожил 4 года, обучаясь искусству офорта в мастерской итальянского художника Джузеппе Вази, прославившегося своими гравюрами, посвященными римской архитектуре эпохи барокко.  Но если Вази занимался современным ему Римом, то Пиранези посвятит свое творчество изображению руин и памятников Древнего Рима. Интересный факт: Джузеппе Вази посоветовал своему ученику заниматься не офортом, а живописью. Но молодой Пиранези пренебрег этим советом и вскоре превзошел в искусстве офорта и своего учителя, и многих знаменитых граверов прошлого и современности. Большое влияние на начинающего художника оказало искусство итальянских мастеров ведуты (изображения городских архитектурных видов) и театральное искусство барокко.
     Ненадолго отлучившись в Венецию, Пиранези в 25 лет навсегда покидает родной город и поселяется в Риме. Здесь в 1743 году он издает свою первую серию офортов «Prima Parte” («Первая часть архитектурных и перспективных построений»), с которой началась его слава как «бумажного архитектора».  Считая, что современная архитектура находится в состоянии упадка (в XVIII веке эпоха монументального строительства в Риме уже закончилась), Пиранези полагал, что его архитектурные идеи могут быть осуществлены только на бумаге, в   графических архитектурных фантазиях. Действительно, как архитектор за всю свою жизнь он получит всего один серьезный заказ: в 1765 году Пиранези перестроит старинную церковь Санта-Мария дель  Приорато на Авентинском холме в духе неоклассицизма (в этой церкви Пиранези и был похоронен). В этом талантливом создании соединились живописность архитектуры знаменитого Палладио и барочная сценография Барромини.
     В своей серии «Prima Parte» Пиранези проявил себя как великий импровизатор, создав величественные образы воображаемой архитектуры – модного тогда жанра, превзойдя своей неистощимой фантазией всех современников и предшественников. Он словно показал образцы, какой, по его мнению, могла бы быть современная архитектура, понимая, однако, невозможность воплощения своих архитектурных проектов.
     Одной из самых знаменитых серий офортов мастера стала серия «Виды Рима», над которой он работал на протяжении всей своей жизни,  начиная с конца 1740-х годов. Эта сюита, состоящая из 135 листов, была опубликована в нескольких томах с исследованиями и реконструкциями практически всех знаменитых построек Рима и его окрестностей; она выдержала множество переизданий как при жизни Пиранези, так и после его смерти, принеся автору европейскую славу. Альбомы с «Видами Рима» стали предметом коллекционирования, их можно было купить во всех крупных городах Европы и в России.
     Пиранези создал свой образ «вечного города», разыграв в гравюрах целую драму на тему величия и упадка Римской империи. За скрытый героический пафос и удивительную живописность его офортов его назовут «Рембрандтом руин и архитектуры». Изображая виды Рима, художник соединял реальность с романтическим вымыслом: он менял пропорции и масштабы знаменитых зданий, делая их более внушительными; создавал  новые, неожиданные, а то и вовсе не возможные в реальности ракурсы, с которых величественное сооружение представало еще более грандиозным; добавлял несуществующие объекты, использовал  экспрессию резких контрастов света и тени. Он словно мифологизировал каждый объект, и его Рим вышел более грандиозным, чем он был в действительности. Не случайно великий Гете, приехавший в Рим после того, как познакомился с этой серией,    сказал, что реальный  Рим впечатлил его меньше, чем офорты Пиранези. Гравюры этой серии оказали значительное влияние на развитие классического стиля как в искусстве Европы, так и в русском искусстве.
     Но самой знаменитой серией Пиранези стала его графическая сюита «Фантазии  на тему тюрем» (или «Темницы»), состоящая из 16 листов (1761).   Это наиболее загадочное и фантастическое из всех произведений Пиранези. Среди множества попыток истолковать эту серию одной из главных точек зрения считается мысль о том, что художник создавал ее, находясь в сноподобном состоянии, подвергнувшись действию наркотических средств (такое искусство называют психоделическим). Пиранези стали называть визионером.
     Офорты «Темниц» изображают мрачные,  грандиозные, сверхреальные  внутренние пространства тюрем, с циклопической каменной кладкой, с бесконечными огромными сводами, мостами и переходами, мощными цепями, блоками и чудовищными колодцами (причем назначение их малопонятно), с орудиями пыток. Художник показал сверхмощные, невозможные для реального воплощения архитектурные конструкции, усилив трагическую экспрессию листов резкими контрастами света и тени и  сценами  пыток и казней, вызывая у зрителя ощущение ирреального пространства сна, наваждения.  Гениальные «Темницы» - произведение позднего итальянского барокко, с его тягой к фантастическому, странному, необычному.
     Если при жизни Пиранези эта серия была не очень популярна, то после его  смерти она была признана самым парадоксальным и новаторским его творением и превратилась в чуть ли не самую известную гравюрную серию века, которая, по мнению исследователей, обогнала свою эпоху на столетие. Серия «Темницы» оказала огромное влияние на последующие поколения художников, сценографов, писателей, архитекторов и даже кинорежиссеров. «Темницами» восторгались романтики и сюрреалисты,   среди почитателей серии – Гюго, Эдгар По, Бодлер, Готье, Дали, Эйзенштейн, Борхес и многие другие известные деятели искусства.
     Интерес Пиранези к античному миру заставил его заняться археологией, которой он посвяти много лет своей жизни. Современники говорили про него, что он жил всегда среди руин и среди тех, кто их изучал. Пиранези вел археологические изыскания в Риме и его  окрестностях, в Геркулануме и Помпеях.
     Именно в то время археология в Риме превращалась из любительского занятия в науку, и у ее истоков – деятельность Пиранези. Он делал обмеры находок, рисовал топографические планы, разрабатывал проекты реконструкции античных руин. Параллельно с полевыми работами художник делал зарисовки найденных памятников материальной культуры и искусства античности, переводя их затем в великолепные офорты. Его раскопки Виллы Адриана в Тиволи – образец скрупулезнейшей работы ученого (смерть застанет его за работой над офортом с видом этой любимой им виллы).  
     Итогом этой работы стал монументальный четырехтомный труд – серия «Римские древности» - шедевр гравировального мастерства и образец научного исследования крупного археолога, изданная в 1752-1756 годах. Поразительно, но именно техника офортного штриха в этих листах, неповторимо прекрасная, вызвала нападки современников Пиранези, в том числе и граверов, и его метод работы над офортом был признан недостойным классической гравюры.
     За год до смерти Пиранези первым среди археологов начал исследовать  древнегреческие храмы в Пестуме – тогда почти неизвестные. Одновременно он создавал прекрасную и последнюю серию своих гравюр – «Пестум».
     Гений Пиранези проявил себя и  в декоративно-прикладном искусстве. Художник был страстным коллекционером-антикваром. Из найденных на раскопках разрозненных мраморных обломков он составлял новые предметы: красивые вазы, канделябры, декоративные колонны, а потом гравировал их и каждый посвящал кому-нибудь из своих друзей. Собранные им вещи отличались экстравагантностью, оригинальной композицией и динамикой форм. Вазы Пиранези можно увидеть в некоторых музеях Европы, в том числе в Эрмитаже.
     Его серии гравюр  «Различные манеры украшения каминов» и «Вазы, часы и канделябры» уже в XVIII веке стали своеобразной настольной книгой для мастеров декоративно-прикладного искусства. Серия «Камины» - это единственная работа Пиранези, посвященная исключительно проектам интерьера, мебели  и орнамента.
Из его работ заимствовали элементы декора в убранстве интерьера архитекторы ампира.
    Интерес к творческому наследию «великого венецианца» Пиранези растет с каждым годом. Ему, пожалуй, нет равных по влиянию, которое он оказал  не только на своих современников,  но и на искусство последующих веков, от романтиков и сюрреалистов до модернистов.

    Офорт Пиранези «Арка Тита»  из собрания нашего музея   входит в серию «Виды Рима». Художник изобразил триумфальную арку императора Тита - один из шедевров зодчества эпохи Флавиев, расположенную на древней Священной дороге, соединяющей холмы Палантин и Капитолий. Это сооружение было построено Домицианом вскоре после смерти Тита в 81 году н. э. в память о взятии Иерусалима в 70 году н. э.  Арка стала одним из главных украшений Рима и позднее послужила моделью для многих триумфальных арок Нового времени.   В верхней части арки – аттике с посвятительной надписью - был захоронен прах Тита.   

    F:\Рисунок1.jpg

           
Как и в других листах этой серии, Пиранези сочетает здесь реальность и вымысел. Большая часть композиции отведена изображению знаменитого памятника, кое-где поросшего травой и кустарниками, подчеркивающими его древность.  Художник достоверно передал детали декора арки, но преувеличил масштаб сооружения, усилив ощущение ее величия и мощи. В проеме арки и слева от нее он запечатлел заброшенные, также поросшие кустами старые строения, еще не подвергнувшиеся разрушению, подобно руине Римского форума, виднеющиеся вдали, но уже тронутые быстротечным временем. Выразительность офорта усиливают  контрасты света и тени, облачное небо и жанровые сценки, оживляющие изображение величественных памятников прошлого. Как и другие листы этой серии, «Арка Тита» поражает технической виртуозностью исполнения. Для передачи различных объектов художник использует разные виды штриховки, добиваясь  достоверности фактуры.
    Встреча с офортами Пиранези – всегда встреча с душой самого мастера, с его неуемной фантазией, с его  восторгом перед величием прошлого и любовью к античному наследию.

                               Ведущий специалист отдела музейной педагогики ТОХМ Рябова Е.Н.

                                   

Вернуться назад

 
 

 

 
© 2010-2012 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЪЕДИНЕНИЕ «Тульский областной художественный музей»