На Главную
   
 
     
               1. Коллекции:
 
  Отдел западноевропейского искусства
  Отдел современного искусства
 
              2. Новости, выставки:
  Новости, выставки
     
              3. Музей детям:
  Детский сад-Школа-ВУЗ
  Студия эстетического развития "Кругоцвет"
     
              4. Мероприятия:
  Концерты
  Творческие гостиные
  Мастер-классы, встречи с художниками
  Лектории выходного дня
     
                5. Информация музея:
  Режим работы музея
  Стоимость билетов и услуг
  Наши издания
     
   
  Филиалы:  
  «Тульский кремль»  
  Музей «П.Н. Крылова»  
  «Выставочный зал»  
  Музей «Спасское»  
     
   
 

Адрес музея: Россия г. Тула, ул. Ф. Энгельса, 64 (схема проезда).
Режим работы:
с 10:00 до 20:00, касса до 19:15, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00, выходной день – понедельник, санитарный день- последняя среда месяца
Заказ экскурсий, занятий, лекций по тел. : 8 (4872) 35-40-53
 
   
 

          «Толстой – как море…»

Вернуться назад

     «Толстой - как море, но глаза у него, как у затравленного волка». В этой краткой словесной характеристике гениального писателя отразился недюжинный ум, прозорливость человека из народа – талантливейшего скульптора А.С. Голубкиной (1864 – 1927). Именно ей принадлежит одно из лучших пластических воплощений образа Л.Н.Толстого, которому она преклонялась и интуитивно чувствовала за мощью великого творца обуревавшие его трагические жизненные коллизии. Лишь однажды в Москве Голубкина виделась со Львом Николаевичем, но произвела на него настолько странное впечатление, что он не захотел больше её принимать. Однако Анна Семёновна навсегда сохранила память об этой встрече, часто читала книги Толстого, думала и говорила о нём.
     Получив в 1926 г. заказ на портрет писателя, она с присущим ей рвением и огромным творческим подъёмом трудилась в своей мастерской, не желая ни с кем встречаться. В те моменты, когда обдумывалась новая скульптура, Голубкина преображалась даже внешне.  «Лицо у неё делалось замкнутое, сосредоточенное, - вспоминал племянник Н.Н. Голубкин, - она вся уходила в себя, и мы не смели помешать ей в работе или даже просто заглянуть в мастерскую». Художник Н.В.Хлебникова рассказывала: «Однажды я прихожу к Анне Семёновне, она сама отворяет дверь. Лицо вдохновенное, глаза горят. «Я работаю», - сказала она. Я извинилась и ушла. За спиной Анны Семёновны мелькнул бюст Толстого». Ни фотографиями, ни натурщиками, ни какими-либо прототипами она не пользовалась. Портрет делала по своим воспоминаниям и представлениям. Так мастер считала, что для любых изображений Л.Н. Толстого необходима крупная форма и, безусловно, глубокое выражение того, что выходит за пределы одной жизни и захватывает ту линию, которая проходит через всю русскую жизнь.
     К воплощению этих идей в достойном художественном выражении она, как всегда, шла упорно и настойчиво. Кристально ясная композиция далась ей не сразу, но скульптор добилась своего. Выбрав поясное изображение, Голубкина, как свидетельствовали современники, по-настоящему билась над позой писателя, который слишком глубоко уходил в кресло, пока не пришло потрясающее по простоте решение. Анна Семёновна укоротила подлокотники и посадила корифея русской литературы так, что общие контуры статуи нашли идеальное завершение. Тем не менее, она вылепила пять глиняных вариантов, из которых четыре  были ею уничтожены. В своём письме к сестре Александре Семёновне (ноябрь 1926 г.) она написала об оставшейся модели: «Толстого я отформовала, но он очень сомнителен». Однако этот «сомнительный» пятый вариант портрета, отлитый в гипсе, относится к числу шедевров не только Голубкиной, но и всей русской скульптуры.
     Ни одно из других произведений Анны Семёновны не обладало такой мощной монументальной формой, живописно-пастозной, динамичной лепкой, музыкальной игрой светотени. Поражает лавинообразное очертание всей композиции, её энергично  «движущаяся» скульптурная масса. Венцом бурного течения пластики является тяжёлая, крупная голова Толстого с высоким лбом, скрывающим жизнь целого мира, острым пронзительным взглядом под  напряжённо сдвинутыми густыми бровями. Впечатление глубокого раздумья усиливается выразительным жестом правой руки, поддерживающей голову и касающейся пальцами лба.
    Радостно сознавать, что этот единственный оригинальный портрет нашего великого земляка, созданный в 1926 г., является собственностью Тульского областного художественного музея и находится в постоянной экспозиции отдела современного искусства. В Тулу он поступил из музея А.С. Голубкиной в Москве в 1952 г. С тульского гипса, начиная с 1930 - 50 годов неоднократно делались гипсовые и бронзовые отливы, которые теперь украшают коллекции центральных и региональных музеев.
     С самого начала работы над образом Л.Н.Толстого Анна Семёновна предполагала выполнить вариант портрета в дереве, одном из своих любимых материалов. Для этого из нескольких кусков дерева был подготовлен тяжёлый массивный блок, в котором она позже, в 1927 году  наметила отдельные портретные черты. Для продолжения резьбы необходимо было изменить местоположение монолита. Двое, находившихся в мастерской, людей не справились с этим. Голубкина, забыв о том, что после серьёзной операции ей абсолютно запрещена физическая нагрузка, со всей силой двинула и повернула блок. Вскоре почувствовала себя очень  плохо и отправилась лечиться к сестре в Зарайск, откуда уже не вернулась. К несчастью, самозабвенная страсть к творчеству явилась причиной ухода из жизни уникально одарённого, художника, незаурядной самобытной личности.
     В качестве наследства А.С. Голубкина оставила необычное по форме, артистичное искусство, глубокое по мысли, современное по содержанию. Трудно представить, что такой широко образованный, эрудированный человек серьёзно  начал учиться профессии только в 25 лет. Приехав из Зарайска Рязанской области в Москву, она поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где три года занималась у С.И. Иванова. Затем уехала в Петербург, в Академию художеств и проучилась там всего год у В.А. Беклемишева. В 1895 г. отправилась в Париж – Мекку художников всего мира. Первая поездка не удалась: не везло с мастерской, не находилось хорошего учителя, не хватало денежных средств. Едва живая она вернулась в Россию. Во второй раз Голубкина в Париже познакомилась с О. Роденом, консультации которого были ей крайне необходимы, хотя творческую самостоятельность она обрела уже в России. Весной 1899 г. Анна Семёновна показала три свои работы в Парижском «Салоне» и была удостоена бронзовой медали Французской Академии литературы и искусства. В третий раз она посетила Париж с целью овладения техникой работы с мрамором. Несмотря на многочисленные трудности, ей удалось стать и в этом виртуозом.
     А.С. Голубкина относится к тому поколению художников, чьи имена связывают с новым возрождением искусства скульптуры в России. Её современники: П.Трубецкой, С.Конёнков, Н.Андреев, А.Матвеев обладали яркими талантами. Но и среди них она не потерялась и сумела сохранить свою индивидуальность. Ею создана целая галерея выдающихся портретов, причём в равной степени мастера привлекали как простые люди, жившие с ней в родном городе, рабочие, помогавшие в мастерской, дети, так и деятели русской культуры и науки. Она выполнила немало статуй, декоративных композиций… Современники ощущали человеческую и творческую значительность Анны Семёновны. Она была не похожа на других, и над ней словно витал ореол избранности. М.Волошин считал её скульптором гениальным и изумительно вдохновенным. «Она высокая, худая, атлетически сложённая, грубая на словах, смотрит серьёзно и глубоко, а то улыбается прекрасной детской улыбкой». О том, как выглядела Голубкина в последние годы жизни, вспоминал М.В. Нестеров: «Жизнь прошла по ней серьёзно. Это был Максим Горький в юбке, только с другой душой. Редко кого мне хотелось писать так, как её. Она изумительно живописный экземпляр и сущность её совсем не такая, как внешность, очень мягкая. Внешнюю сторону она сохраняла как броню». Воспоминаний много, они разные, но все мемуаристы безоговорочно сходятся в одном: красота Анны Голубкиной – прежде всего красота её внутреннего мира; сложная и тонкая, высокого полёта духовность пронизывала весь чудесный женский облик. Все эти и другие замечательные свойства характера, натуры, всего существа А.С. Голубкиной, проявляются в её незабываемом, неповторимом творчестве.

 

                                                                   Сушко Л.Г., ведущий специалист отдела русского и западноевропейского
искусства ТОХМ, заслуженный работник культуры РФ.

Вернуться назад

 
 

 

 
© 2010-2012 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЪЕДИНЕНИЕ «Тульский областной художественный музей»