На Главную
   
 
     
               1. Коллекции:
 
  Отдел западноевропейского искусства
  Отдел современного искусства
 
              2. Новости, выставки:
  Новости, выставки
     
              3. Музей детям:
  Детский сад-Школа-ВУЗ
  Студия эстетического развития "Кругоцвет"
     
              4. Мероприятия:
  Концерты
  Творческие гостиные
  Мастер-классы, встречи с художниками
  Лектории выходного дня
     
                5. Информация музея:
  Режим работы музея
  Стоимость билетов и услуг
  Наши издания
     
   
  Филиалы:  
  «Тульский кремль»  
  Музей «П.Н. Крылова»  
  «Выставочный зал»  
  Музей «Спасское»  
     
   
 

Адрес музея: Россия г. Тула, ул. Ф. Энгельса, 64 (схема проезда).
Режим работы:
с 10:00 до 20:00, касса до 19:15, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00, выходной день – понедельник, санитарный день - последняя среда месяца
Заказ экскурсий, занятий, лекций по тел. : 8 (4872) 35-40-53
 
     
 

Вернуться назад  

     Музейный каталог «Гравюра современных русских художников 20 – 1-ой чет. 21 веков в собрании Тульского областного художественного музея» также, как и каталоги других видов музейного собрания, уже составленных и напечатанных: «Русская живопись 18 - нач. 20 веков», «Русская скульптура 18 - нач. 20 веков», «Древнерусское искусство 14 - 19 веков», «Рисунок русских художников 18 - нач. 20 веков», «Гравюра русских художников 18 - нач. 20 веков», «Русское декоративно-прикладное искусство (стекло, фарфор)
18 - нач. 20 веков», находится в работе (составление научных паспортов в фондах музея) и является, как и другие каталоги, одной из самых строгих и корректных форм научной деятельности музея. За внешне будничным названием он скрывает обширную научную информацию, предлагая, если это каталог собрания современной русской гравюры, сведения о жизни и творчестве художников, участие в выставках в различных городах и странах, новые атрибуции, истории бытования произведений, входящих в состав коллекции. Выпуская в свет собранные музеем памятники и тем самым открывая огромное поле для дальнейших исследований, каталог дает им второе рождение. После того, как будет составлен полный каталог гравюрной коллекции Тульского областного художественного музея, он представит собрание гравюры 20 – 1-ой чет. 21 веков, выполненной современными художниками разных школ и в разное время, познакомит с их творчеством, даст возможность внимательно рассмотреть представленные произведения и осмыслить  результаты деятельности нескольких гравюрных эпох.
     При работе над каталогом большой интерес вызвал хранящийся в фондах музея альбом «Эстонский пейзаж в гравюрах», выполненных в технике линогравюры. Авторами гравюр являются эстонские художники разных поколений: Толли Виве, Ээльма Херальд, Коллом Э., Мильдеберг Александр, Согритис Р, Лаарман Мярт, Кээренд Аво, Торн Ильмар, Кальо Рихард, Пыллу Калье, Хойдре Александр, Пуустак Кайса. В своих гравюрах художники запечатлели различные уголки Эстонии,  ее леса, поля, луга, озера, морское побережье, небольшие городки, окруженные лесами. Особенно полюбили граверы Коллом, Соану, Ээльма, Торн, Витдалленн, Мильдберг старинный Таллин в различные времена года, с его узкими уличками, крепостными башнями, соборами с красивейшими шпилями, морским портом с большими кораблями и яхтами. Великолепны гравюры, созданные эстонскими художниками, в которых мы любуемся древним Таллинном. На южном берегу Финского залива высятся шпили соборов и башни Вышгорода. Вдоль причалов стоят разноцветные подъемные краны, перекликаются гудки кораблей, на блестящей глади воды резвятся чайки. Дымят фабричные трубы нижнего города, а позади них синеют темные полосы леса. Это Таллин - столица Эстонии.
     Более тысячи лет прошло с тех пор, как на месте современного Таллина первые поселенцы построили свои жилища – бревенчатые избы. К северу расстилалось бескрайнее море, к югу шли поля и обширные пастбища. Поселение незаметно росло. И в 1154 году оно под названием Колывань (древнее название Таллина) уже было маленьким городом, наподобие крепости, от которого торговые пути ведут по воде и по суше на запад и на восток. Укрытую гавань Колывани защищало городище, расположенное на высоком плитняковом холме. В наши дни это место называется Вышгород - своего рода кремль, являющийся архитектурной доминантой и господствующий над местностью с таким же бесспорным правом, как и тысячу лет назад. Роковым для древнего Таллина явился 1219 год. Однажды в начале лета в Таллиннскую бухту вошло 1500 датских военных кораблей. Битва с датчанами закончилась для эстонцев трагически. Северная Эстония вместе с Колыванью стала колонией Дании. Городище эстонцев на месте теперешнего Вышгорода превратилось в укрепленный замок, который в народе прозвали «Таани линн», что означает датский город, откуда и произошло название Таллин. Сами же захватчики и их преемники стали называть город Ревель по старинному наименованию примыкавшей к городу земли Рявяля. В то время было начато строительство всех крупнейших церквей и монастырей города, городской крепостной стены и феодального замка Тоомпеа, но впоследствии, правда, они были перестроены.  Сохранилась основная композиция радикально расходящихся главных магистралей и планировка улиц. Центром города стал древний торг в районе теперешней Ратушной площади. В том же 13 столетии определились и обрели свое общественно-политическое лицо обе важнейшие части средневекового Таллина – Вышгород (Тоомпеа) и нижний город. На высоком плато Вышгорода укрепились феодалы, владевшие всеми североэстонскими землями. Здесь высился замок королевского наместника, находилась епископальная Домская церковь, дома вассалов. От подножия Вышгорода до самого моря тянулся нижний город, где жили купцы и ремесленники. Одну часть города от другой отделяли крепостные ворота, которые запирались на ночь. Единственной проезжей дорогой, соединявшей нижний город с Вышгородом, на протяжении многих лет оставалась узкая, крутая улица под названием Пикк ялг (Длинная нога). Для пешеходов имелась еще одна небольшая улица Люхике ялг (Короткая нога). Эти две знаменитые таллиннские «ноги» сохранились и по сей день. Орденский замок на Вышгороде, перестроенный из датской крепости и в основном законченный в конце 14 века, по сей день остается одним из наиболее замечательных архитектурных памятников Таллина. На высоком склоне естественного плитнякового холма длинным серым щитом тянется западная стена четырехугольной крепости. По углам возвышаются стройные круглые башни, самая высокая из которых называется Длинный Герман. С высоты этой дозорной башни, господствующей над местностью, в ясные дни можно увидеть даже окутанный дымкой берег Финляндии. К последней четверти 14 века окончательный облик приобрела Домская церковь на Вышгороде. Она проста, сурова и возвышенна. В этом же веке было начато сооружение третьего монументального здания города-ратуши. Точно замок возвышается ратуша на старинной рыночной и турнирной площади. На барочный шпиль, сооруженный в 17 веке, был прикреплен флюгер с фигурой самого популярного в городе человека – Старого Тоомаса. В 14-15 веках в Таллине строились здания гильдий, церкви, монастыри, оборонительные сооружения. Перед городскими воротами сооружались наружные, защитные башни: в конце улицы Виру, на улице Пикк. Была построена массивная башня «Толстая Маргарита», на другом конце города -башня, носящую шутливое прозвище Кик-ин-де-Кек, что означает «Смотри в кухню». Это было одно из самых мощных крепостных сооружений города.    Крепостная стена города сооружалась почти 300 лет. Число ее башен вместе с башнями Вышгорода достигало полусотни. Более двадцати пяти из них вместе с частью стен сохранились до наших дней.
    И вот, совершив небольшую виртуальную экскурсию по древнему Таллину, теперь можно поговорить о великолепных цветных линогравюрах, выполненных в 1960-е годы эстонскими мастерами, запечатлевшими башни и улицы великолепного Таллина.
    Работа известного гравера, работавшего в 1960-е годы, Ээльма Херальда Виллемовича - «Древние башни Таллина». Две высокие округлые башни и одна прямоугольная поражают нас своим величием, простотой и в тоже время изяществом. С большим мастерством, уверенностью художник передает великолепную архитектуру средневековья, атмосферу древнего города, употребляя в гравюре розовые, серые, черные тона.
     «Ночной Таллин» -  гравюра художника Витдаллена Александра. Узкая улица, обрамленная средневековыми зданиями, соседствующими с ренессансными, ведет на небольшую уютную площадь с высокой башней. А над чудесным мирным городом раскинулось ночное черное небо со звездами.
      Коллома Эдварда в течении многих лет привлекало изображение старого Таллина в различные времена года. В альбоме его работа «Старый Таллин зимой» (1962 г.). Художник запечатлел уголок нижнего города с архитектурными постройками  разных стилей от средневековья до ренессанса. Рядом - старинные округлые башни, на втором плане - шпиль Олаевской церкви, самого выдающегося сооружения нижнего города. Вдали приметы современности – две высокие дымящиеся трубы.
     Самое мощное крепостное сооружение Таллина «Башня Кик ин де Кек» запечатлел в своей работе художник Мильдеберг Александр, влюбленный в свой родной город, учившийся в Таллиннском государственном училище прикладного искусства им. Я.Кофта.
    Работа художника Соана Якоба «Вечерний Таллин» привлекает мастерством гравера, сумевшего четкими резными линиями и плоскостями, зелено-черными тонами передать ощущение тишины, уюта, покоя ночного города, узкой улички с различными по стилю домами с раскрытыми окнами, раскидистыми деревьями, бросающими глубокие вечерни е тени на мостовую.
     Ряд художников, работы которых также входят в альбом «Эстонский пейзаж в гравюрах», посвятили свое творчество пейзажам южной Эстонии, ее лесам и многочисленным озерам, а также северному морскому побережью. 
     Великолепна работа «Саарлемский мотив» Заслуженного художника Эстонской ССР Виве Толли, учившегося в Государственном художественном институте в Таллине  у известного эстонского художника Аво Хойдре. Произведение гравера экспонировалось в Таллине, Риге, Вильнюсе, Москве, Ленинграде, а также за рубежом.
     В альбоме несколько работ высокого графического уровня, выполненных в  великолепной тональной гамме, известного эстонского художника Ильмара Торна: «Вечер у озера Пейпси» из серии «Рыбаки озера Пейпси», «Таллиннский мотив», «Серебристое море. Новый город». Его работы насыщены мощной энергетикой, выполнены с огромным мастерством резчика по линолеуму.
    Можно подолгу любоваться произведениями Аво Кээренди «Пейзаж Южной Эстонии», «Пейзаж с озером», «Озеро», наполненными покоем, величием.
    График Р.Согритс сумел передать в пейзажах «Прибрежная деревня», «Северное побережье» дыхание моря, дуновение свежего ветра, плеск волн и ежедневные заботы эстонских рыбаков.
   Великолепен пейзаж Заслуженного художника Эстонской ССР Мартина Лаармана «Ручей», в котором ощущается тишина, покой, очарование журчащей воды в ручье, обрамленном травами и цветами. Используя технику резьбы по линолеуму, график умело передает лирическое состояние великолепного уголка природы, окрашенного строгой печалью своего настроения. Не раз работы М.Лаармана выставлялись в Таллине и других прибалтийских и российских городах. Лаарман был не только графиком, но и чудесным живописцем, оформителем книг.
   В станковой графике прославились художники: Калье Пыллу, создавший великолепные пейзажи Эстонии, заслуженный деятель искусств Эстонской ССР Аллекс Кютт серией «Таллин», Хельги-Марет Ольвет нежными, романтическими пейзажами, плодовитый художник Вайно Тыниссон серией работ «Рыуческие озера», в которых он объективно передает природу Эстонии.
     Произведение «Эстонский пейзаж» Рихарда Кальо, Заслуженного деятеля искусств Эстонской ССР, проникнуто светлым настроением. Его персональные выставки устраивались в Таллине, Риге, Москве, Ленинграде.
Он виртуозно владеет техникой высокой печати. Его линии и штриховка в работах, как правило, гибки и энергичны, объемны, форма упруга и рельефна. Он облекает увиденное в форму живого, острого, увлекательного рассказа. Его гравюра словно «приглашает» к долгому рассматриванию.        
     Кайса Пуустак работала в разных техниках и обращалась к разным жанрам, особенно к жанру натюрморта. Ее работа «Большая камбала» построена на сложных, больших связях. Большая рыба изображена на фоне, вызывающем множество аналогий - он напоминает то мышцы, то каменную мозаику,  то плоскостной, то объемный, распростерт по вертикали и уходит в глубину, в сущности - это лишь многозначные эмоциональные «волны», излучаемые центральным образом и внезапно конкретизированы в силуэтно намеченных сценах из быта рыбаков.
      Кроме работ художников, собранных в альбоме «Эстонский пейзаж в гравюрах» в коллекции гравюры Тульского областного художественного музея хранится определенное количество станковой графики, выполненной известными эстонскими художниками, получившими образование в Высшей художественной школе «Паллас» в Тарту, в Таллиннском художественно-промышленном училище, в Таллиннском государственном институте прикладного искусства. Развитие эстонской графики началось в начале 20 века, но не все художники посвящали этому виду искусства свое творчество целиком. Они занимались живописью, декоративно-прикладным искусством, иллюстрированием книг, созданием плакатов. Это Ээльма Херальд, Мильдеберг Александр, Лаарман Мартин, Кээренд Аво, Кальо Рихард, Тыниссон Вайно, Ольвет Хельги-Марет, Пыллу Калье, Кютт Алекс, Арак Хэнно, Пуустак Кайса, Хойдре Александр, Оотсинг Э.,Улас Пеетер и другие. Для многих из них природа Эстонии стала навсегда главной темой их станковой графики. Пейзажные мотивы для художников обладают объективной поэтической ценностью и поэтому воспроизводятся с большой точностью, осязаемостью, неизменным уважением к деталям.
    Все вышеназванные художники в 1950-е  и последующие годы 20 века были постоянными участниками художественных выставок в Таллине, Риге, Вильнюсе, Москве. Замечательно, что целый ряд произведений этих известных эстонских художников находятся в собрании Тульского областного художественного музея. Их можно изучать, ими любоваться, включать в передвижные художественные выставки.

                             Зав. отделом русского и западноевропейского искусства,
искусствовед Скопинцева З.Н.  

Вернуться назад

 

 

 

 

 
© 2010-2012 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЪЕДИНЕНИЕ «Тульский областной художественный музей»