На Главную
   
 
     
               1. Коллекции:
 
  Отдел западноевропейского искусства
  Отдел современного искусства
 
              2. Новости, выставки:
  Новости, выставки
     
              3. Музей детям:
  Детский сад-Школа-ВУЗ
  Студия эстетического развития "Кругоцвет"
     
              4. Мероприятия:
  Концерты
  Творческие гостиные
  Мастер-классы, встречи с художниками
  Лектории выходного дня
     
                5. Информация музея:
  Режим работы музея
  Стоимость билетов и услуг
  Наши издания
     
   
  Филиалы:  
  «Тульский кремль»  
  Музей «П.Н. Крылова»  
  «Выставочный зал»  
  Музей «Спасское»  
     
   
 

Адрес музея: Россия г. Тула, ул. Ф. Энгельса, 64 (схема проезда).
Режим работы:
с 10:00 до 20:00, касса до 19:15, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00, выходной день – понедельник, санитарный день - последняя среда месяца
Заказ экскурсий, занятий, лекций по тел. : 8 (4872) 35-40-53
 
     
 

Вернуться назад  

      Осенью 2015 года исполняется 185 лет со дня рождения одного из известнейших русских художников жанристов, портретистов, исторических живописцев - Николая Васильевича Неврева.
      Неврев Н.В. родился в 1830 году в Москве, в богатой купеческой семье. Потеряв отца в возрасте пяти лет, Неврев пережил тяжелое детство. С юных лет Неврева влекло к себе искусство. Первые профессиональные навыки он получил у своего отчима-учителя рисования Степанова, а также в Строгановском училище, в котором ему удалось проучиться некоторое время. И только в возрасте двадцати одного года Неврев поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В училище Неврев становится учеником инспектора Училища итальянского художника М.И.Скотти, исторического и жанрового живописца, от которого он получил основательные знания рисунка и живописи. Под руководством Скотти Неврев на пятом году своего ученичества написал «Домашнюю крестьянскую сцену». За эту картину в 1855 году он получил звание неклассного художника по живописи домашних сцен. В этом же году, не закончив Училища, Неврев начинает свой самостоятельный творческий путь художника, вошедшего в историю русского искусства, как глубокий мастер обличительного бытового жанра, исторической картины, портрета. Интерес к человеческой личности, ее внутренним переживаниям, характерный для литературы и изобразительного искусства того времени, был присущ и творчеству Неврева.
      В первые годы самостоятельного творчества Неврев преимущественно работал над портретом и за успехи в этой области в 1859 году был удостоен звания классного художника. Исполненные им портреты очень скромные, не броские, без лишних деталей, написанные на нейтральном фоне, в очень сдержанной цветовой гамме привлекают не только большим сходством с оригиналом, но и, прежде всего, удивительной правдивостью и углубленностью характеристики человека, стремлением к анализу и раскрытию мыслей и чувств портретируемого. Неврев стал одним из популярных портретистов своего времени. К числу лучших портретов Неврева, написанных в 1860-х годах, принадлежит портрет крупнейшего мастера русской сцены М.С.Щепкина.
      Как ни значительны успехи Неврева в портретной живописи, наивысшие достижения художника заключены в бытовой живописи. Здесь он достиг большой обличительной силы, широты показа актуальных общественных проблем своего времени, что делает Неврева в 1860-х годах одним из крупнейших представителей этого жанра. Художник в своем творчестве обращается к вопросам, волновавшим умы современников – это социальное неравенство и несправедливость, бесправное положение женщины в русском обществе. Широко известна картина Н.В. Неврева «Торг» (1866), получившая большую известность в России в то время. В ней запечатлено одно из типичных для крепостной России явлений – торговля людьми. Картина построена на характерных для творческого метода Неврева психологических контрастах, сообщающих сюжету необходимую напряженность, остроту и драматизм. Моральная развращенность, откровенный цинизм «просвещенных» помещиков с одной стороны и благородство, душевная чистота крестьян с другой, - вот что смело противопоставлял в своем произведении Неврев. Художник неравнодушен к происходящему. Он глубоко возмущен им и его симпатии на стороне крестьян. О тяжелом положении женщины, об ее горькой судьбе повествуют многие произведения живописца. Среди них «Воспитанница» (1867), «У постели больной» (1862), «Больная» (1878) и другие.
     Начина с 1870-х годов и до конца жизни Н.В.Неврев работает в исторической живописи. К числу наиболее значительных исторических полотен можно отнести: «Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением» (1886), и «Патриарх Никон перед судом 1 декабря 1666 года» (1886). Тем не менее, Неврев не порывает с бытовым жанром и портретом.
      В 1880-е годы Николай Васильевич Неврев создает портрет «Московский дворник» из коллекции Тульского  областного художественного музея, подаренный музею П.Н.Крыловым (Кукрыниксы) в 1986 году, и который можно увидеть в экспозиции отдела русского искусства. В этом портрете с огромной силой проявляется блестящее реалистическое мастерство Неврева, ставшее еще более зрелым и законченным. Художник изобразил немолодого человека в скромной одежде московского дворника. Поза, задумчивое выражение лица мужчины, погруженного в свои невеселые мысли, говорят о большом мастерстве живописца, сумевшего проникнуть во внутренний мир обездоленного человека. С большим вкусом подобрана насыщенная колористическая гамма произведения. Она построена на сочетании различных оттенков коричневого цвета, что позволяет еще глубже проникнуть во внутреннее состояние человека.
      Обозревая творческий путь художника, неизменно обращающегося к правде жизни и проявляющего постоянный интерес к миру переживаний простого человека, мы благодарны Н.В.Невреву за его большой и благородный труд художника-гражданина, проникнутый высокими идеями гуманизма.

                             Зав. отделом русского и западноевропейского искусства,
искусствовед Скопинцева З.Н.  

Вернуться назад

 

 

 

 

 
© 2010-2012 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЪЕДИНЕНИЕ «Тульский областной художественный музей»