На Главную
   
 
     
               1. Коллекции:
 
  Отдел западноевропейского искусства
  Отдел современного искусства
 
              2. Новости, выставки:
  Новости, выставки
     
              3. Музей детям:
  Детский сад-Школа-ВУЗ
  Студия эстетического развития "Кругоцвет"
     
              4. Мероприятия:
  Концерты
  Творческие гостиные
  Мастер-классы, встречи с художниками
  Лектории выходного дня
     
                5. Информация музея:
  Режим работы музея
  Стоимость билетов и услуг
  Наши издания
     
   
  Филиалы:  
  «Тульский кремль»  
  Музей «П.Н. Крылова»  
  «Выставочный зал»  
  Музей «Спасское»  
     
   
 

Адрес музея: Россия г. Тула, ул. Ф. Энгельса, 64 (схема проезда).
Режим работы:
с 10:00 до 20:00, касса до 19:15, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00, выходной день – понедельник, санитарный день- последняя среда месяца
Заказ экскурсий, занятий, лекций по тел. : 8 (4872) 35-40-53
 
 

           

           Цикл «Сокровища  Тульского художественного музея»

Вернуться назад

        Фарфоровые птицы выдающегося русского художника А.Г.Сотникова всегда были одной из главных тем его многогранного  творчества, символом свободы, счастья, красоты. В коллекции Тульского областного художественного музея хранятся восемь первоклассных работ мастера, получивщих признание не только в России, но и за её пределами. Это птицы, животные, жанровые композиции, выполненные во второй половине 1930-х - 1950-х годов на Дулёвском фарфоровом заводе Московской области. Именно тогда сложился неповторимый скульптурный стиль Алексея Георгиевича, меняясь лишь в деталях на разных жизненных этапах.
     «Курица» (1938г.) отличается пластической точностью и крепостью наполненной формы, упругостью динамичного силуэта. Как и все «сотниковские» пернатые, она пронизана движением, ощущением заложенного свыше свободного полёта. Выдвинутая вперёд грудь служит своеобразным килем, рассекающим воздух, мощные крылья, поддержанные раструбом хвоста, способны подняться вверх, а крепкие ноги удержаться на земле. Рядом с этим крупным созданием миниатюрные вол, соболь, перепёлка при своих малых габаритах не теряют плотности, взаимоотношений объёма и пространства. Подобные качества присутствуют в самых ранних работах автора, выполненных в Дулёве на преддипломной практике. Все они были одобрены руководителем керамического факультета ВХУТЕИНА, любимым педагогом, известным художником Владимиром Евграфовичем Татлиным. Это и предопределило дальнейший творческий путь будущего мастера.
        Влечение к искусству пластики появилось у А. Сотникова с раннего детства, на его родине – кубанской станице «Михайловской» из глины лепили буквально все и абсолютно всё. Мечта стать настоящим скульптором привела юношу сначала в Краснодарский художественно-промышленный техникум, а затем – в Москву, в мастерскую В.Е. Татлина, где он проучился семь лет, сочетая занятия керамикой и работу над летательным аппаратом своего учителя и друга – «Летатлин». Владимир Евграфович заложил в своего талантливого воспитанника основы чёткого видения формы, конструктивной собранности, композиционной целостности, ясности создаваемого образа. Посвятив жизнь художественному фарфору, А.Г.Сотников с 1934 г. осуществлял свои оригинальные замыслы на знаменитом Дулёвском заводе, который стал его лабораторией, инновационной площадкой, где рождались уникальные произведения. Пожалуй, самым известным творением автора, квинтэссенцией многолетних поисков стал «Сокол» (1957г.). Это скульптура обладает неповторимой пластикой, стройностью текучих линий, обобщением, эмоционально выраженным ярким характером. Она была отмечена «Гранд При» Всемирной выставки в Брюсселе (1958г.). Международная Академия керамики приняла её в свой фонд. С 1964 г. изображение «Сокола» стало товарным знаком Дулёвского фарфорового завода и с тех пор силуэт сильной, гордой птицы запечатлён на всей продукции предприятия.
        Однажды гостивший в России генеральный директор Севрской мануфактуры Бодри, любуясь «Соколом» воскликнул: «Какой великолепный голубь!» Ему возразили: «Это не голубь, а сокол!» Автор же заметил: «Я создавал обобщённый образ птицы. Лепил же с сокола». Эти слова замечательного мастера -  доказательство того, что, по сути, ему не важно было просто показать отличительные черты той или иной птичьей породы, а хотелось выразить нечто  большее, глубокое, присущее всему клану пернатых. Об этом ярко свидетельствует великолепная композиция «Голубь. Постройка дома» (конец 1950г.г.), поступившая в музей в 1991г. из Государственных фондов. В ней гармонично сочетаются благородство классики, ритмическое равновесие объёмов, чистота линий, крепость и упругость форм, строгое изящество фарфора с народным, по казацки  независимым, сказочным образом светлой, прекрасной птицы.
        Всю свою творческую жизнь Алексей Георгиевич безмерно любил, изучал, поклонялся многообразию окружающей природы и стремился достойно отразить её богатства в скульптурных произведениях. Среди его персонажей не только птицы, но и дикие звери, и домашние животные. Наиболее известное создание «Ягнёнок» (1937 г.) также украшает фонды ТОХМ. Этот трогательный, нежный, забавный малыш, едва встав на дрожащие, согнутые ножки на расходящихся копытцах, уже пытается познать огромный, загадочный, притягательный мир со сверкающим солнцем, пахнущей зелёной травой, волшебным тёплым ветерком, играющим рябью на воде. Воплощению беззащитного, наивного, доверчивого существа способствует чистый белый фарфор, которым художник владел в совершенстве.              Жанровые сцены, в частности работу, посвящённую  В.И.Чапаеву, гарцующему на коне (1936г.), он осмысливал через соотношение несущих и несомых пластических масс, создавая естественную ритмическую конструкцию, наполненную убедительным эмоциональным чувством. Ясность изобразительного решения, смысловая окраска характерны для многих произведений автора, в том числе и для «Пляшущего казака» (1935г.), в котором удачно использован цвет, близкий к реальному, усилена скульптурная детализация.
        Алексей Георгиевич Сотников оставил значительный след не только в малой декоративной пластике, он был одним из родоначальников российской фарфоровой монументальной скульптуры. Человек титанического труда, настоящей  подвижнической жизни, полной сложных поисков и ярких открытий, он оставил  счастье общения со своим неувядающим, поистине гуманным творчеством.

 

                                                                   Сушко Л.Г., ведущий специалист отдела русского и западноевропейского
искусства ТОХМ, заслуженный работник культуры РФ.

Вернуться назад

 
 

 

 
© 2010-2012 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЪЕДИНЕНИЕ «Тульский областной художественный музей»