На Главную
   
 
     
               1. Коллекции:
 
  Отдел западноевропейского искусства
  Отдел современного искусства
 
              2. Новости, выставки:
  Новости, выставки
     
              3. Музей детям:
  Детский сад-Школа-ВУЗ
  Студия эстетического развития "Кругоцвет"
     
              4. Мероприятия:
  Концерты
  Творческие гостиные
  Мастер-классы, встречи с художниками
  Лектории выходного дня
     
                5. Информация музея:
  Режим работы музея
  Стоимость билетов и услуг
  Наши издания
     
   
  Филиалы:  
  «Тульский кремль»  
  Музей «П.Н. Крылова»  
  «Выставочный зал»  
  Музей «Спасское»  
     
   
 

Адрес музея: Россия г. Тула, ул. Ф. Энгельса, 64 (схема проезда).
Режим работы:
с 10:00 до 20:00, касса до 19:15, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00, выходной день – понедельник, санитарный день - последняя среда месяца
Заказ экскурсий, занятий, лекций по тел. : 8 (4872) 35-40-53
 
     
 

Вернуться назад  

            В залах Тульского областного художественного музея зрители смогут полюбоваться работой выдающегося скульптора 19 века Петра Карловича Клодта. Музейная коллекция русской скульптуры 19 века довольно значительна и примечательна тем, что, изучая творения русских скульпторов из собрания ТОХМ, можно проследить развитие скульптурных стилевых особенностей этого вида искусства. Необходимо отметить, что русская скульптура 1-ой половины 19 века тесно связана с академической системой образования и на протяжении всего этого времени была тесно связана с классической традицией. Ведущие мастера русского классицизма: Гордеев, Шубин, Козловский, Мартос, Щедрин, Прокофьев, достигшие европейского уровня в своем творчестве, наполнили академическую систему могучей духовностью. Из всего поколения скульпторов, работавших в 40-50-е годы 19 века, наибольшей популярностью пользовался барон П.К. Клодт, оставивший заметный след в искусстве этого времени и наметивший пути в будущее станковыми анималистическими произведениями.
         Клодт был известен и как замечательный литейщик, отливавший не только собственные произведения, но и многие работы других скульпторов. Он знаменит, прежде всего, своими конными группами, выполненными для Аничкова моста в Петербурге. В Тульском областном художественном музее находится хороший отлив из чугуна варианта третьей композиции в малом размере, выполненной в 1846-1850 годах. Задуманные для определенного места, они слились с окружающей архитектурной средой в единое целое, что является очень большой заслугой скульптора. При рассматривании этой группы изолировано, в условиях музея, хорошо видно, что она великолепно вылеплена и остроумно выполнена композиционно. Еще одна работа П.К.Клодта хранится в нашем музее - «Скаковая лошадь» 1838 г., выполненная очень грамотно, и относится к малой «кабинетной» пластике, оказавшей большое влияние на русскую анималистическую скульптуру.
          Петр Карлович Клодт родился в 1805 году в Петербурге в очень старинной аристократической баронской семье Клодт фон Юргенсбург. Он получил не художественное, а военное образование и некоторое время служил офицером. Но стал скульптором, вопреки сословным предрассудкам, возбранявшим дворянину заниматься искусством. По давней семейной традиции юный Клодт готовился стать военным. В 1822 году он поступает в Петербургское артиллерийское училище. Но повсюду, где представлялся удобный случай, - в манеже, на улице, в поле, на конных ярмарках он изучал позы, аллюры и повадки лошадей. Наблюдал за скачущими, взвивающимися на дыбы, идущими галопом, рысью или шагом или спокойно стоящими лошадьми. Изображал их под седлом, в каретной упряжи и на свободе. Постигая строение коня как объект художественного творчества, Клодт не имел иного наставника, кроме натуры. По окончании училища Клодт отказался от военной карьеры, вышел в отставку и посвятил себя скульптуре. Уже в 1830-е годы он стал получать большие правительственные заказы, и в 1833 году получил заказ на выполнение двух скульптурных групп «Укротители коней», предназначенных для украшения пристаней Адмиралтейского бульвара. Работа над этой группой заняла почти двадцать лет и стала едва ли не главным делом всей жизни скульптора. В августе 1833 года модели обеих групп были уже готовы и утверждены императором и Академией художеств. Вскоре Клодт был избран в академики и назначен профессором скульптуры и руководителем скульптурного класса Академии художеств.
          В 1830-е годы в Петербурге шла подготовка к перестройке Аничкова моста. Клодт заинтересовался проектом еще до того, как начались строительные работы, и выступил с предложением установить скульптурные группы не на Адмиралтейском бульваре, а на новом Аничковом мосту. По первоначальному проекту предполагалось, что мост будет украшен четырьмя группами, отлитыми с двух моделей и поставленными попарно на западной и восточной стороне моста. В 1838 году первая группа уже была вылеплена в большом размере и подготовлена к переводу в бронзу. Но тут возникло неожиданное, неустранимое препятствие к завершению начатого дела: внезапно умер, не оставив преемника, крупнейший мастер художественного литья  В.П.Екимов, неизменный сотрудник всех больших скульпторов того времени. Литейный двор Академии лишился своего опытного руководителя. Клодт решил сам заняться отливкой своего произведения. Он был знаком с основами литейного дела, а в Академии художеств изучал литье под руководством Екимова. Обладая такой подготовкой, Клодт смог заменить умершего литейного мастера, и с 1838 года возглавил Литейный двор Академии художеств. Впервые в истории русского искусства скульптор стал литейщиком.  Между 1838 и 1840 годом  П.К.Клодт перевел в бронзу обе свои скульптурные группы. 20 ноября 1841 года состоялось торжественное открытие нового Аничкова моста с установленными бронзовыми группами Клодта. В этот день к скульптору пришла слава. Вскоре клодтовские «Укротители коней» приобрели европейскую известность.
          Если внимательно посмотреть на эти группы, то мы увидим, что они представляют собой развернутую драматическую серию, в которой последовательно развивается один сюжет – покорение коня человеком. В основе замысла скульптора лежит тема победы человека над стихийным могуществом природы, образ мятежной силы, укрощаемой разумом. Исходя из эстетических представлений классицизма, Клодт поэтизирует борьбу человека с конем, обобщает и идеализирует образ своего героя, обнаженного юного атлета с прекрасным телом и мужественным, одухотворенным лицом. В первой скульптурной группе лошадь еще не покорена человеком. Обнаженный атлет, напрягаясь всем телом и крепко схватив узду, сдерживает вздыбленного коня. В остальных группах все более нарастает драматизм борьбы: конь вырывается в неукротимом порыве, и все напряженнее становятся движения и позы атлета. В третьей группе, вариант которой представлен в Тульском областном художественном музее, борьба становится еще яростнее. Водитель повержен на землю, и конь почти вырвался на волю. Попона сброшена с его спины, шея выгнута, и голова победоносно поднята, лишь левая рука водителя, натягивая узду, удерживает разъяренное животное. В четвертой группе человек укрощает разъярённое животное
          «Укротители коней» созданы в пору высшего расцвета дарования скульптора и принадлежат к числу лучших произведений русского монументально-декоративного искусства. Вместе с «Медным всадником» Фальконе, ростральными колоннами и башней Адмиралтейства конные группы П.К.Клодта давно уже вошли в круг пластических символов Петербурга.

                                                     Зав. отделом русского и западноевропейского искусства,
искусствовед Скопинцева З.Н.  

Вернуться назад

 

 

 

 

 
© 2010-2012 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЪЕДИНЕНИЕ «Тульский областной художественный музей»