На Главную
   
 
     
               1. Коллекции:
 
  Отдел западноевропейского искусства
  Отдел современного искусства
 
              2. Новости, выставки:
  Новости, выставки
     
              3. Музей детям:
  Детский сад-Школа-ВУЗ
  Студия эстетического развития "Кругоцвет"
     
              4. Мероприятия:
  Концерты
  Творческие гостиные
  Мастер-классы, встречи с художниками
  Лектории выходного дня
     
                5. Информация музея:
  Режим работы музея
  Стоимость билетов и услуг
  Наши издания
     
   
  Филиалы:  
  «Тульский кремль»  
  Музей «П.Н. Крылова»  
  «Выставочный зал»  
  Музей «Спасское»  
     
   
 

Адрес музея: Россия г. Тула, ул. Ф. Энгельса, 64 (схема проезда).
Режим работы:
с 10:00 до 20:00, касса до 19:15, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00, выходной день – понедельник, санитарный день- последняя среда месяца
Заказ экскурсий, занятий, лекций по тел. : 8 (4872) 35-40-53
 
 
 

 Эхо войны
К 70-летию Великой Победы

Военная тема в творчестве тульского скульптора С.С. Семенова (1932 - 2012)

Вернуться назад

В этом году наша страна широко отмечает 70-летний юбилей священного для России праздника – Дня Победы в Великой Отечественной войне. В его преддверии особенно остро ощутимы огромные, невосполнимые людские потери и гордость за своих соотечественников, подаривших жизнь, свободу, мир целым поколениям многих государств. Их подвиги служат опорой нашей памяти, сердца и мерилом беззаветной любви и преданности Родине. Мастера искусств всего мира неоднократно обращались к трагическим событиям Великой Отечественной войны и обессмертили их в потрясающих монументальных памятниках и станковых произведениях.

Военная тема была одной из главных в творчестве тульского скульптора Сергея Семеновича Семенова. Тяжелые детские воспоминания, гибель старшего брата и отца, общая драматическая атмосфера прошлых лет побудили художника на создание крупной композиции  «Тревожная юность». В обычном фронтовом эпизоде – спасении раненого, средствами пластики раскрывается тема торжества человеческого духа над любыми препятствиями.  Угасающие силы сраженного солдата воскресают и умножаются в страстном порыве хрупкой девушки, стремящейся, несмотря ни на что, вынести с поля боя тяжелое, неподвижное тело бойца. В полном динамики произведении, построенном на сложном ритмическом взаимодействии двух фигур, автор философски осмысливает сущность жизни и смерти, величие самопожертвования. Дух суровой поэзии военного времени, тонко прочувствованные характеры в сочетании с энергичной лепкой, цельной наполненной формой, четким выразительным силуэтом сделали эту скульптуру запоминающимся экспонатом Всесоюзной выставки «15 лет со дня Победы» в Москве, в 1960 году. Прообразом медсестры стала легендарная сандружинница Тульского рабочего полка Клавдия Чурляева (1917-1942), уроженка д. Талызино Веневского района. Отличаясь безмерной храбростью, она вынесла с мест сражений и оказала помощь двумстам воинам. Клава была убита вражеской пулей в 1942 году буквально налету, бросившись с гранатой в руке спасать упавшего командира. Документальные сведения о ней и других мужественных туляках хранятся в Тульском музее ДОСААФ, также, как и композиция «Тревожная юность», которая, несмотря на 55-летний возраст, находится в хорошем состоянии.

В октябре 1967 года в сквере Центрального района г. Тулы был открыт памятник тулякам – Героям Советского Союза: прямоугольная стела с именами 66 погибших, на фоне которой возвышается аллегорическая фигура Родины–матери. Клятвой вечной памяти над могилами своих сынов и дочерей звучит величественная пятиметровая скульптура -  воплощение материнской скорби и силы. В неподвижной, замершей в горестном безмолвии женской фигуре чувствуется мудрость и смирение перед страшными испытаниями и в то же время – неистребимая высота духа, способная устоять в смертельной схватке. Статичность, подчеркнутая четкими вертикальными плоскостями одежды, соседствует с напряженной экспрессией прижатых к телу крупных рук, а  одухотворенное печальное лицо излучает теплоту и искренность. Композиционно-пластическое решение памятника немногословно, но по глубине и благородству замысла, он остается актуальным и в настоящее время. Глядя на него, невольно задумываешься о великой миссии России в борьбе с мировым фашизмом, о цене Великой Победы и невозможности новой войны.

В последующие годы в городах и селах области появляются произведения, которые Сергей Семенович посвящает памяти погибших, но живых в нас, героев. Все монументы, как правило, состоят из объемных изображений и рельефов, которые позволяют добиваться многоплановости в образном раскрытии темы. Наиболее интересными представляются рельефы к памятникам в г. Ефремове и п. Товарково. Автор обобщает и стилизует силуэты детально проработанных фигур, многозначительных деталей, соединенных единым пластическим замыслом. Ясная конструктивность, скорбная мелодия плавных, льющихся линий создает настроение светлой грусти.

В невысоком рельефе на крупном скульптурном медальоне решен портрет выдающегося туляка, родом из с. Синявино Плавского района, Б.Ф. Сафонова – дважды Героя Советского Союза, морского летчика-истребителя (1915 - 1942). Он совершил 234 боевых вылета, сбил 30 самолетов противника лично и три - в группах. Познакомившись с доступной литературой, фотографиями, С. Семенов, используя разнообразные средства скульптурного языка, создал яркий характер сильного, решительного русского человека, патриота, способного на героические подвиги. К ряду замечательных образов военного времени относится изображение Зои Космодемьянской. Неповторимость личности вызвала к жизни адекватную пластическую трактовку. Портрет компактен, уравновешен, четко моделирован. Строгая фронтальная постановка, отсутствие аксессуаров помогли автору минимальными средствами показать органичное сочетание обаяния юности и бесстрашия, мечтательности и твердости духа. В портрете брата Николая явно присутствуют личные переживания, глубокие неостывшие чувства. В семнадцать лет уйдя добровольцем на фронт, он вернулся только драматическим извещением о том, что лейтенант Н.С. Семенов пал смертью храбрых 24 февраля 1944 г. и похоронен с воинскими почестями в братской могиле в Могилевской области,  Горецком районе, селе Горы. В портрете близкого человека скупыми лаконичными средствами С. Семенов добивается многомерной реалистической убедительности и углубленной психологической разработки образа. Этому способствуют точно найденная посадка головы, неповторимый склад выразительного лица, серьезного взгляда, мягкая моделировка, уверенная обработка материала. Также внешне спокойно, но с пониманием активной внутренней жизни решен портрет рядового Советской Армии Е.К. Петренко. В нем отсутствует поверхностная описательность, внешняя эффектность, форма возникает как бы изнутри и определяется подлинной сутью, нравственной и общественной значимостью человека.

На территории Всехсвятского кладбища находится воинское офицерское захоронение. В его честь воздвигнут прекрасный мемориальный комплекс, созданный архитектором П.М.Зайцевым, скульпторами: С.С.Семеновым, В.А. Горяным, С.Н. Самыловым. Это целостная монументальная композиция, четко вписанная в окружающее пространство и передающая ему и посетителям мощь своей архитектоники, декоративную красоту и соразмерность планов. В центре сооружения – три женские символические фигуры скорбящих, вздымающие над собой огромный венок в память о погибших. Оттолкнувшись от идеи древнегреческих кариатид, тульские мастера по-своему интерпретировали классический прием и наполнили его современным содержанием и формой. Позади устремленных вверх фигур – округлая низкая стела, украшенная чередующимися барельефными изображениями стоящих солдат и профильных мужских портретов воинов в касках.

Скульптурные портреты и композиции, памятники и мемориальные комплексы – это художественное воплощение благодарности миллионам павших защитников своей и чужой земли от фашистских полчищ и прочей нечисти,  это несмолкающее, зримое эхо трагических военных лет. Сегодня мы скорбим не только об утратах прошлого, но и о горе нашего неспокойного времени, когда рядом с границами России новые фашисты стремятся разжечь огонь жестоких кровавых войн.

 

                                                                   Сушко Л.Г., ведущий специалист отдела русского и западноевропейского
искусства ТОХМ, заслуженный работник культуры РФ.

Вернуться назад

 
 

 

 
© 2010-2012 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЪЕДИНЕНИЕ «Тульский областной художественный музей»