На Главную
   
 
     
               1. Коллекции:
 
  Отдел западноевропейского искусства
  Отдел современного искусства
 
              2. Новости, выставки:
  Новости, выставки
     
              3. Музей детям:
  Детский сад-Школа-ВУЗ
  Студия эстетического развития "Кругоцвет"
     
              4. Мероприятия:
  Концерты
  Творческие гостиные
  Мастер-классы, встречи с художниками
  Лектории выходного дня
     
                5. Информация музея:
  Режим работы музея
  Стоимость билетов и услуг
  Наши издания
     
   
  Филиалы:  
  «Тульский кремль»  
  Музей «П.Н. Крылова»  
  «Выставочный зал»  
  Музей «Спасское»  
     
   
 

Адрес музея: Россия г. Тула, ул. Ф. Энгельса, 64 (схема проезда).
Режим работы:
с 10:00 до 20:00, касса до 19:15, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00, выходной день – понедельник, санитарный день - последняя среда месяца.
Заказ экскурсий, занятий, лекций по тел. : 8 (4872) 35-40-53
 
     
   

Вернуться назад

      С давних времён самые распространенные в быту вещи такие, например, как полотенца, под руками русских деревенских мастериц превращались в настоящие произведения искусства. Куски домотканных полотнищ с орнаментами в сложнейших техниках узорного ткачества: бранной, захладной, многоремизной;  с искусной вышивкой цветной или белой перевитью, тарлатой, верхошвами, гладью, крестом служили украшением крестьянских домов. Их вешали в красный угол, стелили на стол, принимали родившегося ребёнка, дарили на праздники, опускали гроб в могилу… Позже эти драгоценные создания, требовавшие у авторов таланта, вкуса, неимоверного терпения стали собирать музеи и частные лица.
      Желанием найти, сохранить подлинные предметы народного искусства были полны и сотрудники Тульского областного художественного музея, которые в 1970-е-1990-е годы обследовали отдельные деревни и сёла Белёвского, Воловского, Ефремовского, Кимовского, Куркинского, Одоевского, Суворовского и других районов Тульской области. Наиболее удачными по качеству добытых экспонатов представляются экспедиции 1973-го и 1989-го годов, руководимые С.В.Михалёвой, талантливым искусствоведом, личностью незаурядной, яркой, незабвенной. Тогда были найдены истинные шедевры крестьянского творчества, в том числе потрясающие полотенца с архаическими орнаментами. Они и стали основой замечательной коллекции, экспонаты которой бережно хранятся в фондах и регулярно показываются на различных выставках в музеях Тульского региона и за его пределами.
      Казалось бы, всё, что хранилось в заветных деревенских сундуках, давно перекочевало в государственные и частные собрания. Однако родники русского народного искусства не иссякают, и музейные сокровища увеличиваются за счёт приобретения интересных работ у коллекционеров  и даров щедрых, бескорыстных людей. Последнее по времени «приношение» - четыре вышитые крестом полотенца поступили от жительницы г.Тулы Светланы Анатольевны Графовой. Дарительнице они перешли по наследству от бабушки – Александры Тимофеевны Свириной и прабабушки Марины Фоминичны Лагуткиной, родившейся в начале XX в. в деревне Фёдоровке Моховского ныне – Залегощенского района Орловской области. Очевидно, именно она и была автором подаренных изделий, время создания которых – 20-е – 30-е годы XX в, определённое по аналогии с другими однотипными вещами. По словам С.А.Графовой место жительства прабабушки находилось во время Великой Отечественной войны в немецкой оккупации, а при отступлении фашисты не успели сжечь дом, и часть имущества сохранилась. Бабушка – А.Т.Свирина десятки лет берегла полотенца, стирала, сушила, гладила, складывала в комоде. Только однажды, в 1984 г., согласно русскому обычаю, на них встречали хлебом-солью молодожёнов на свадьбе.
      Новые музейные экспонаты отличаются прекрасным качеством полотна, чья спокойная белизна придаёт их облику благородную сдержанность. Вышивки, расположенные на концах, имеют фризовый характер, состоящий из разнообразных полос. В них гармонично сочетаются узоры из одинаковых геометрических фигур: ромбов, треугольников, зигзагов с растительно-цветочными мотивами. В колористическом решении отдано предпочтение красному цвету, имеющему большую силу эмоционального воздействия, введение чёрного - только подчёркивает ритмы и симметрию вышитых рисунков. Цветовая и пластическая слаженность в орнаменте  - это стремление выразить в нём единство и красоту мира, свойственное в целом  всему народному искусству. Ясная простота, образность, выразительность присутствует и в сюжетной вышивке, переосмысленной в жанровом плане. Общеизвестно, что в крестьянских семьях издавна существовал обычай «переснимать» узоры со старинных вещей. Рукодельницы тщательно хранили, иногда держали в секрете характерные  местные особенности, обогащали и развивали их. Несомненно, подаренные полотенца с интересной предысторией имеют художественную ценность и экспозиционные качества. Лучшие творения народных мастеров – это вечный источник вдохновения и школа мастерства для молодых поколений.

 

 
       

 

                                                                                  
                                                                                  Л.Г. Сушко, заслуженный   работник  культуры РФ,
                                                                      ведущий специалист русского и западноевропейского отдела ТОХМ
                                                                     

Вернуться назад

 

 
© 2010-2012 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЪЕДИНЕНИЕ «Тульский областной художественный музей»