На Главную
   
 
     
               1. Коллекции:
 
  Отдел западноевропейского искусства
  Отдел современного искусства
 
              2. Новости, выставки:
  Новости, выставки
     
              3. Музей детям:
  Детский сад-Школа-ВУЗ
  Студия эстетического развития "Кругоцвет"
     
              4. Мероприятия:
  Концерты
  Творческие гостиные
  Мастер-классы, встречи с художниками
  Лектории выходного дня
     
                5. Информация музея:
  Режим работы музея
  Стоимость билетов и услуг
  Наши издания
     
   
  Филиалы:  
  «Тульский кремль»  
  Музей «П.Н. Крылова»  
  «Выставочный зал»  
  Музей «Спасское»  
     
   
 

Адрес музея: Россия г. Тула, ул. Ф. Энгельса, 64 (схема проезда).
Режим работы:
с 10:00 до 20:00, касса до 19:15, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00, выходной день – понедельник, санитарный день - последняя среда месяца
Заказ экскурсий, занятий, лекций по тел. : 8 (4872) 35-40-53
 
     
 

Вернуться назад  

      150 лет назад в Петербурге родился будущий известный русский живописец Валентин Александрович Серов, автор великолепных картин: «Девочка с персиками», «Девушка освещенная солнцем», «Заросший пруд. Домотканово», «Портрет Анжело Мазини», «Портрет К.А.Коровина», «Портрет М.Н.Ермоловой», «Портрет Иды Рубинштейн» и многих других. Талант Серова многогранен. Он не только портретист, но и тонкий пейзажист, блестящий рисовальщик.  К тому же он работал в области театрально-декорационного искусства и книжной иллюстрации.
       Отец В.А.Серова был известным композитором, автором опер «Юдифь», «Вражья сила». Не менее знаменит он был как блестящий музыкальный критик. Мать, Валентина Семеновна, была пианисткой, композитором, поборником народного музыкального образования. Дом Серовых был открыт для друзей – живописцев, скульпторов, композиторов, литераторов. Еще в детстве будущему художнику приходилось встречаться с Ге, Антокольским, Репиным. После смерти мужа в 1871 году В.А.Серова уехала в Мюнхен продолжать музыкальное образование, а шестилетний Валентин был отправлен к подруге матери в Смоленскую губернию на хутор Никольский. Именно здесь у мальчика впервые появился интерес к рисованию. Через год мать забрала мальчика в Мюнхен, где Валентин получил первые уроки живописи под руководством немецкого художника Кеппинга. За первыми уроками последовали советы матери с Антокольским, а вслед за тем, по предложению последнего, – переезд  в Париж. Там девятилетний Серов мог посещать мастерскую И.Е.Репина и учиться у него так, как учились некогда ученики в мастерских художников Возрождения: это были не уроки, а принцип наглядного обучения, совместной работы, передача мастерства от учителя к ученику.
      Занятия возобновились в 1878 году, когда уже гимназист Серов, поселившись в семье И.Е.Репина, вновь по субботам и воскресеньям стал посещать мастерскую Ильи Ефимовича, занимался рисунком и живописью. Он копировал портреты учителя, писал натюрморты, сопровождал великого художника в поездках для сбора материала для картин. Он часто писал туже натуру, что и Репин. Из работ, сделанных четырнадцатилетним Серовым в 1879 году, следует отметить портреты С.И.Мамонтова, И.Е.Репина, Т.А.Мамонтовой и карандашный портрет Натальи Васильевны Поленовой, рожденной Якунчиковой, жены художника В.Д.Поленова. Портрет Н.В. Поленовой, находящийся в собрании Тульского областного художественного музея, написан, вероятно, на поленовских рисовальных вечерах в Москве, в сентябре 1879 года, которые организовал В.Д.Поленов, где часто бывала и брала уроки рисования его жена, Наталья Васильевна. Портрет поражает нас мастерством, с которым он написан, и мы забываем, что художнику в то время было всего четырнадцать лет. Карандашный рисунок поступил в коллекцию музея в 1962 году из частного собрания в Москве. К этому же времени относится рисунок из собрания нашего музея «Голова запорожца»1880-е годы, выполненный как подготовительный набросок к неосуществленной композиции «Запорожцы», над которой В.А.Серов работал одновременно с И.Е.Репиным. Сложная композиция, четкий выразительный рисунок говорят о возросшем мастерстве молодого художника, но  на нем лежит еще отсвет репинских сюжетов и замыслов.
       Пятнадцатилетним юношей В.А.Серов поступает в Петербургскую Академию художеств, в класс П.П.Чистякова. В Академии юный художник сближается с М.А.Врубелем. Их объединяет вдумчивое отношение к творчеству. В 1885 году В.А.Серов оставляет Академию художеств и решает работать самостоятельно. Совершает поездки в Германию, Голландию, Италию, Францию, где изучает европейскую живопись и приходит в восторг от красоты классического искусства старых мастеров. Вернувшись из-за границы, В.А.Серов поселяется в Москве, и вся его дальнейшая художественная жизнь будет связана со старой русской столицей.
       Из ранних произведений художника можно отметить несколько пейзажей, однако основной жанр, которому Серов посвятил в дальнейшем свое творчество, - портрет. Первым произведением В.А.Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками». Это полотно вместе с картиной «Девушка, освещенная солнцем» были написаны в 1887 году и показаны на восьмой выставке Товарищества передвижных художественных выставок в 1888 году.
       В 1887 году художник написал еще одно великолепное произведение, которое впоследствии стало бесценным экспонатом для коллекции Тульского областного художественного музея: «Феб Лучезарный» или «Гелиос» и долгое время остававшееся неизвестным для современников живописца. В конце зимы 1887 года В.А.Серов получил заказ от статского советника, тульского помещика Николая Дмитриевича Селезнева, написать плафон для потолка в библиотеке его дома, построенного в стиле классицизма, в большом парке, на берегу пруда, находившегося в селе Архангельское Ефремовского уезда Тульской губернии. Сейчас трудно сказать, кто придумал сюжет плафона, сам ли Серов или заказчик, это осталось неизвестным. Впервые в своем творчестве художник обратился к монументальной живописи и взял тему из античной мифологии, пытаясь средствами изобразительного искусства передать поэзию античного мира.  В.А.Серов не выходит за пределы традиционного понимания этого мира, но в его работе чувствуется уже уверенная рука великолепного рисовальщика и колориста. Холст «Гелиос» круглого формата, диаметр 290 см., написан масляными красками. В центре плафона изображена золотая колесница, на которой стоит Гелиос, бог солнца, правящий четверкой белых коней. От его головы расходятся ослепительные лучи, врезающиеся в голубое небо. Две спутницы бога, одетые в туники, - утренняя и вечерняя заря несутся вместе с конями. В колорите полотна преобладают золотистые, голубые, розовые, дымчато-серые тона.  Долгое время оставалась неизвестной судьба этой картины. И лишь в 1918 году удалось выяснить, что плафон сняли с потолка селезневского дома, сильно повредив, и поместили в Ефремовский музей им. М.Ю.Лермонтова. В 1925 году полотно перевезли в Тульский художественный музей, где оно хранилось до 1948 года. В том же году плафон был перевезен в Москву в Центральную государственную реставрационную мастерскую, где подвергся реставрации. Через десять лет плафон вернулся в Тульский областной художественный музей и с 1964 года он экспонируется в одном из залов отдела русского искусства.
      В 1890-е годы, а затем и позже, немалую роль в жизни художника играло Домотканово, где обосновался его друг Дервиз, женившийся на одной из двоюродных сестер Серова. Небольшое имение в Тверской губернии стало для Серова не только местом приятного уединения, но и источником, из которого он черпал мотивы деревенской жизни, где все было проникнуто спокойной, грустной красотой русской земли. Можно предположить, что карандашный рисунок из коллекции художественного музея «Лошади и телеги» выполнен в 1890-е годы в Домотканово, где, наблюдая за деревенской жизнью, художник выполнил немало рисунков.
       Но с наибольшей полнотой дарование В.А.Серова раскрылось в портрете. Он создал замечательную портретную галерею представителей различных слоев общества. В 1891 году им создан «Портрет С.И.Мамонтова», который экспонируется в Тульском художественном музее. Избрав форму поясного изображения, Серов сумел создать образ человека талантливого, увлекающегося, деятельного, энергичного, притом добродушного, веселого и гостеприимного. В.А.Серов, стремящийся раскрыть в человеке неповторимые, индивидуальные черты, любуется своим другом, его богатым внутренним миром. В Мамонтове художник сумел удивительно верно схватить острое, самое характерное в выражении лица, позе, движении. Портрет написан легко и свободно, с той душевной теплотой и любовью, которые  питал Валентин Александрович Серов к Савве Ивановичу и его семье. Любопытна история создания этого портрета. С.И.Мамонтов - известный русский меценат, владелец театра в Абрамцеве, на сцене которого ставились оперы и пели известные оперные русские и итальянские певцы, в 1890 году заказал В.А.Серову портрет известного итальянского тенора, кумира всей Москвы Анжело Мазини. По признанию  художника портрет понравился и самому Мазини. Но вскоре произошла ссора между владельцем театра и оперным певцом, и С.И.Мамонтов отказался от готового уже портрета Мазини. Не имея желания его брать, он заказал Серову в виде компенсации свой собственный портрет. Сеансы проходили в мамонтовской мастерской, где одновременно в разных углах работали различные художники и лепил из глины сам хозяин. Портрет С.И.Мамонтова поступил в Тульский областной художественный музей в 1965 году из коллекции Ю.Б. Данцигер, родственницы известной балерины начала 20 века О.В.Данцигер, а ранее он находился в собрании русской оперной певицы Татьяны Спиридоновны Любатович, портреты которой неоднократно писал К.А.Коровин.
      В собрании нашего музея хранится несколько прекрасных карандашных рисунков. Все они относятся к 1900-м годам и  выполнены с обнаженной натуры. Особенно чудесен рисунок «Натурщица», изображающий натурщицу в полный рост. В этом рисунке нет ни одной лишней линии, ничего не говорящей черты, в нем все просто и изящно. Поступил рисунок в музей в 1963 году из коллекции известной балерины Большого театра Т.В. Гельцер.
       Огромную страсть питал В.А. Серов к животным. Едва ли есть хоть один альбом его рисунков, в котором не было бы зарисовок с лошадей, ворон, лисиц, волков, обезьян. Путешествуя по Европе, художник первым делом справлялся, нет ли в городе зоологического сада. И было естественно, что в 1890-е годы художник занялся иллюстрированием басен, в которых так много всякого зверья. В 1895 году А.И.Мамонтов попросил его сделать несколько рисунков к басням И.А.Крылова, и он с радостью согласился на это предложение, в котором открывалось широкое поле для применения его страсти и знаний о жизни животных. В нашем музее хранятся два рисунка В.А.Серова к басням Крылова: один -  набросок к басне «Мельник», другой - набросок к басне «Свинья». В фигурах животных, людей, в изображении природы мы видим четкий, лаконичный, выразительный рисунок. Иллюстрации В.А.Серова к басням Крылова – одно из тех немногих подлинно великих созданий, которые, отталкиваясь от литературного наследия гениального писателя, в то же время имеют глубоко самостоятельное значение, так как они и сами по богатству содержания, остроте наблюдения, сверкающему юмору и народности равновелики.

       В скором времени в Государственной Третьяковской галерее откроется большая выставка, посвященная 150-летию со дня рождения В.А.Серова, и несколько произведений из коллекции Тульского областного художественного музея будут там экспонироваться.

                                                     Зав. отделом русского и западноевропейского искусства,
искусствовед Скопинцева З.Н.  

Вернуться назад

 
 

 

 

 

 

 
© 2010-2012 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЪЕДИНЕНИЕ «Тульский областной художественный музей»