На Главную
   
 
     
               1. Коллекции:
 
  Отдел западноевропейского искусства
  Отдел современного искусства
 
              2. Новости, выставки:
  Новости, выставки
     
              3. Музей детям:
  Детский сад-Школа-ВУЗ
  Студия эстетического развития "Кругоцвет"
     
              4. Мероприятия:
  Концерты
  Творческие гостиные
  Мастер-классы, встречи с художниками
  Лектории выходного дня
     
                5. Информация музея:
  Режим работы музея
  Стоимость билетов и услуг
  Наши издания
     
   
  Филиалы:  
  «Тульский кремль»  
  Музей «П.Н. Крылова»  
  «Выставочный зал»  
  Музей «Спасское»  
     
   
 

Адрес музея: Россия г. Тула, ул. Ф. Энгельса, 64 (схема проезда).
Режим работы:
с 10:00 до 20:00, касса до 19:15, суббота и воскресенье с 10:00 до 18:00, выходной день – понедельник, санитарный день - последняя среда месяца.
Заказ экскурсий, занятий, лекций по тел. : 8 (4872) 35-40-53
 
 

Уникальные сапожковские барыни с близнецами на руках,
птицы-«улютки» и тамбовский глиняный  «зоопарк»

Рязанская  и  тамбовская  игрушки  в  собрании ТОХМ

    Вернуться назад

Среди немногих крестьянских ремёсел, сохранившихся до наших дней, значительное место занимает гончарное, бытующее, в частности, в Рязанской области. Это известный в России Скопинский промысел, другие гончары живут и работают в сёлах Вырково и Ерыгино Касимовского района, а также в Шацком и Сапожковском районах. В этих центрах вместе с посудой создаются глиняные игрушки. В старинной деревне Александро-Прасковьинке, неподалёку от города Сапожка, жёны гончаров лепили маленькие архаические свистульки в виде птичек, барынь, коней с едва намеченными фигурками всадников, расписывали их анилиновыми красками в полоски двух цветов. Основные образы, формы и орнаменты сапожковской пластики, как и других устойчивых видов крестьянского творчества, возникших в глубокой древности, связаны со старыми, давно забытыми славянскими земледельческими культурами поклонения солнцу, коню, великой богине – хранительнице домашнего очага, покровительнице урожая. Их символы – конь, круги, колёса, розетки, женская фигура в течение столетий продолжали жить в крестьянском искусстве,  в том числе и в глиняной игрушке, передаваясь из поколения в поколение уже не как магические, а как художественные образы.

Из старых рязанских мастериц Анны Кондрашовой, Марфы Сычёвой, Ольги Бородулиной дольше всех работала Анна Алексеевна Силкина, 1922 года рождения. Весной 1991 года Тульский художественный музей лично у мастерицы приобрёл коллекцию из 41 игрушки. Как всякий деревенский житель, Анна Алексеевна – скромный и искренний в своём творчестве человек. Из её рук вышли сотни традиционных барынь, коней, свистулек, погремушек, птичек-«улюток», которые, сохраняя общую схему сапожковской лепки и росписи, бывают несколько небрежны в пластическом отношении и в способе наложения красок. Тем не менее, от фантастических животных, магических крестов на птицах, от женских фигурок и других созданий, выполненных А.А.Силкиной, веет древними поверьями, стариной, заговорами…

Особенно выразительны и оригинальны сапожковские «барыни». Они изображаются с детьми, собачками, птичками подмышкой и т.д. По иконографии сапожковские фигурки вполне ритуальны: они строго фронтальны, колоколом расширяется платье, грудь сильно увеличена, иногда головной убор украшен магическим ромбом. Но главное – форма миниатюры, не встречающаяся в России: это женщина с двумя близнецами на руках. Поклонение близнецам издавна было распространено у многих народов мира. В Египте  Сет и Озирис, в Греции – Кастор и Поллукс, в древнем Риме – Ромул и Рем. Общеизвестны мифы и легенды о близнецах, наделённых божественным откровением, способствующих плодородию, умеющих изменять погоду и исцелять недуги. Рязанская женская фигурка с близнецами на руках несомненно донесла до нас остаток древнего верования в иконографически примитивном виде, не усложнённом символикой.
      Корневой, местный художественный стиль сапожковской игрушки с её компактной, объёмной скульптурной пластикой, где нет деталей, мешающих  цельности, с цветовым акцентом из синих и бордовых полосок по бежевому фону обожжённой глины, имеет, как и каждый народный промысел, своё, неповторимое лицо.

Тамбовская игрушка отличается от рязанской по характеру, форме, цвету. Их объединяет лишь материал и общность пластического мышления, притом довольно примитивного. Сапожковские фигурки замкнуты в себе, пластика их лаконична, образ статичен, в них нет внешней жизни. Тамбовская же миниатюра, как бы живёт в пространстве и требует кругового осмотра. Животные и птицы, стоящие на лапах, вполне реальны. Это не сказочные образы, созданные крестьянской фантазией, а птицы, звери, виденные наяву. Автором небольшой «тамбовской» коллекции из тридцати игрушек является потомственный гончар – Попков Пётр Яковлевич. Он родился в 1934 году в деревне Фёдоровке Бондарского района, где живёт и в настоящее время. Раньше вся деревня занималась гончарством, теперь же самую простую посуду делают два, три мастера, а игрушку лепит только Пётр Яковлевич. Как и посуду, её украшают налепами или процарапывают узор по сырой глине и поливают свинцовой глазурью, но никогда не расписывают красками. Сюжеты миниатюр у Попкова довольно однообразные: это волки с хвостами, как у драконов, птицы с гребешками на голове,  трудно отличимые друг от друга зайцы, коты, лисы, примерно одинаковые по размеру и грубовато вылепленные. Эти двадцать небольших скульптурок были приобретены у автора в 1990 году. Год спустя, коллекция пополнилась ещё десятью экспонатами более крупных, разнообразных и пластически более выразительных форм: олени, кони, корова, петух, наседки, украшенные живописной зеленовато – коричневой глазурью.

                                                                                  
                                                                                  Л.Г. Сушко, заслуженный   работник  культуры РФ,
                                                                      ведущий специалист русского и западноевропейского отдела ТОХМ
                                                                     

 

 

 

Вернуться назад

 

 
© 2010-2012 ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЪЕДИНЕНИЕ «Тульский областной художественный музей»